Ребенок вроде бы занимается, каждый день сидит за книжками, а толку никакого – оценки в дневнике не радуют. «Как правильно учить уроки?» — вопрос для взрослого человека вроде бы совершенно простой: внимательно, старательно, вдумчиво, обстоятельно и прочее, прочее. И если дети приносят неудовлетворительные, (с нашей точки зрения), оценки, мы сердимся, обвиняем их и не можем понять, в чем причина.
Дорогие взрослые, задам еще один простой вопрос: нравится ли вам делать то, что вы не умеете делать? Или делать что-то первый раз, встречаясь с собственным неумением? Догадываюсь, какой ответ. Я с вами солидарна, мне тоже не нравится!
Ребенок боится не справиться
Однако. часто говорят. что новое дело всегда вызывает интерес. Так и есть, но перед тем моментом, когда новое дело станет интересным и увлекательным, всегда есть период неуверенности и страха.
«Вдруг не получится? …Точно, у меня не получится, я пробую уже второй раз и все насмарку!» И, наконец, как приговор: « Я бездарь! Я ни на что не годен, у меня не получается, это стыдно! Лучше бросить сейчас, чем дальше позориться…»
Неуверенность всегда есть в начале нового дела
И не важно, что это за дело: новое блюдо, которое осваивает домохозяйка, или новая фирма, которую учреждает бизнесмен. Чувства всегда одни и те же. Разница состоит только в том, пройдет ли человек этап неуверенности или застрянет в нем, вложив еще один кирпич в памятник комплексу собственной неполноценности.
Существует прямая зависимость: количество начатых и брошенных дел прямо пропорционально этому гнусному памятнику. Дела стоит доводить до конца, хотя бы для того, чтобы его не растить.
Как у детей появляется комплекс неполноценности?
Как все это относится к детям? Еще как относится!
Детство — этот тот период, когда «новости» каждый день. И все время приходится чему-то учиться.
Причем. я не только школу и уроки имею ввиду. Как правильно держать ложку, одеваться, застегивать пуговицы. складывать игрушки, подметать или пылесосить пол, мыть посуду, забивать гвозди… Список стремится к бесконечности. Если бы взрослые лучше помнили свое детство, они бы с большим состраданием относились к детям, помня о том, как сопротивлялся им материальный мир в их детстве.
История из моего детства
Поведаю одну историю о себе. Мне было пять лет, когда мама решила приобщить меня к вязанию. Это был трудный и скучный для меня урок, я была непоседливым ребенком, а нитка все время путалась и петли соскальзывали. Не получалось правильных и красивых рядков, как у мамы. Я чувствовала себя полной неумёхой, ведь у мамы это выходило так ловко! Мои вздохи и умоляющие взгляды наконец сделали свое дело: мама прекратила урок и отпустила меня гулять. Я надеялась, что с вязанием в моей жизни покончено навсегда. Однако, отныне каждый день этому приходилось уделять какое-то внимание: «Пришло время провязать еще рядочек!» — говорила мама. Я куксилась, ныла, но делала. И когда-то все-таки настал тот момент, когда нитки и спицы перестали быть для меня наказанием, а стали удовольствием.
Негативные выводы о себе остаются с ребенком надолго
Да, ребенок делает выводы из своих действий, и если у него много неудач, или его часто критикуют и оценивают его негативно, он это запоминает. Из этого впоследствии строится его самооценка. Хорошие выводы о себе тоже запоминаются!
Я благодарна своей маме, она не позволила мне в тот раз ( и потом не позволяла!), застрять в этом негативном выводе : «у меня не получится!». Впоследствии мне много раз, (как и любому человеку), приходилось учиться чему-нибудь новому, и с каждым разом это давалось все легче, потому что свою неуверенность и страх неудачи я знаю, как необходимый этап нового — первый сложный период инерции, которую нужно преодолевать усилием воли или мечтой о цели.
Важный вывод № 1
- правильно будет помочь ребенку, если он что-то делает первый раз и похвалить его.
А теперь расскажу о своем ребенке. Мой сын (11 лет, наличие буйных подростковых программ регистрируется с первого взгляда), швыряет в угол книгу по литературе и вопит: «Не буду я учить этот тупой стих!»
Я пытаюсь выяснить, что же вызвало столь бурную эмоциональную реакцию. Оказывается, стих длинный и сдавать его нужно завтра. Оназалось, что задали его неделю назад, а учить он, конечно начал только накануне.
«Ясно» — говорю я и понимаю, что времени было достаточно, и что он это тоже понимает, но взялся за стих он только сегодня и теперь в ужасе от количества слов, которое он не в силах запомнить. А самое главное – он просто не знает, как правильно учить уроки, а точнее, не умеет учить стихи.
Если учительница и рассказывала, как это делается, он пропустил все мимо ушей. А я до сих пор как-то не обращала внимания на этот аспект. Я-то в свое время училась на отлично, помощь мне требовалась редко, а контроль – вообще никогда. И по инерции не слишком обращала внимания на учебу своих детей. Сделала ошибку.
Вернемся к ситуации: сначала я успокоила сына, сказав, что обычно стих не спрашивают сразу у всего класса. Значит, можно подойти к учительнице и попросить, чтобы спросили на следующий раз. Таким образом, был снят эмоциональный накал от страха не успеть. Потом предложила просто прочесть стихотворение несколько раз вслух, не стараясь запоминать. Потом – учить по одному куплету. А уж потом рассказывать, подглядывая в книжку.
— Завтра ты будешь знать его наполовину. Еще прочтешь пару раз на ночь послезавтра, и запомнишь весь.
— Почему так?
— Таковы свойства памяти. И если ты специально не тренировался, (как шпионы, которые текст могут запоминать с первого взгляда), то лучше всего учить, просто проглядывая несколько раз в день. Само откладывается, времени и усилий требуется немного.
Больше проблем с запоминанием стихотворений, слов и текстов по иностранному у него не было!
Важный вывод № 2
- Если что-то не получается, поддержать, объяснить причины.
Итак, что же такое «научить учиться»? Именно этим занимается младшая школа, а родители должны ей помочь, если не хотят проблем с уроками в будущем.
Важный вывод № 3
- научить учиться.
Как научить ребенка учиться?
1. Выработать ответственное отношение к учебе.
Это как? Не оставлять без внимания плохих оценок, «прорабатывать» с ребенком материалы, которые он не понял, не выучил по небрежности, или пропустил по болезни.
Правильно учить уроки — это «не запускать», когда новый материал наползает на старый и ребенок тонет под этим снежным комом, который все растет и растер.
2. Создать мотивацию.
Радоваться его успехам, хвалить за них. Это эмоциональная мотивация. Если этого не хватает, бывает и материальная мотивация (тут уж вам решать, в какой форме).
3. Помогать с конкретными трудностями.
У одного ребенка это может быть математика, у другого – языки или физкультура. Поэтому конкретные советы тут давать сложно. Для каджого урока есть своя методика. Если вы ее не знаете, посоветуйтесь с учителями. Они специалисты и знают методику как учить уроки правильно, как объяснить трудную тему так, чтобы ребенок понял. И всегда идут навстречу родителям, которые не равнодушны к учебе детей.
4. Верить в силы ребенка, передавать ему эту веру.
Самые лучшие слова для успешной учебы вашего отпрыска таковы: «ты очень способный, ты все быстро соображаешь и легко запоминаешь». Особенности психики таковы, что если вы говорите это несколько раз (даже если сейчас это и не совсем так), ребенок начинает под это подстраиваться и стараться соответствовать.
И если вы говорите «Ты лентяй и тупица!» то происходит то же самое! Так что выбирайте слова, говорите о том, что хотите видеть, а не о том, чего не хотите.
Ребенок, который не умеет правильно учить уроки, будет страдать не от отсутствия конкретных знаний по алгебре или географии (захочет – выучит!), а от комплекса неполноценности: «я не могу!» или «я выгляжу как идиот». А это – серьезная гиря на ногах, согласитесь! Помогите ему не навесить ее на себя, или снять, если она уже есть.
Удачи вам и терпения!
автор блога
Юлия Головкина
Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы
- почта juliaisland2008@ukr.net
- скайп golovkinau
- телефоны +380952097692; +380677598976
- Viber +380952097692
Что еще почитать по этому поводу?
1. Школа, или что я делаю для того, чтобы ребенок не учился
2. Я ненавижу школу, и хочу, чтобы ребенок хорошо учился?
3. Не обрезайте крылья, или как повысить самооценку
Добавить комментарий