Это возможно? Да, представьте. И написать эту статью меня вдохновило большое количество читателей, которых интересует именно эта тема. Как воспитать ребенка правильно, чтобы предотвратить подростковый бунт, задумываются мудрые родители, как научиться любить, не балуя и не ограничивая его чересчур? К каким авторитетам обращаться – свой опыт поможет, у друзей спрашивать или книги читать по педагогике? Кому верить в этом вопросе, таком важном для семьи?
Стратегия первая — копирование
Если ваше детство было идеальным, (если честно, то таких людей я не видела), или хотя бы нормальным, то можно повторить опыт воспитания, но уже как мать или отец.
Стратегия вторая – антисценарий
Если ваше собственное детство вам не очень нравится, то вы со своим ребенком стараетесь
поступать противоположным образом:
- позволяете своему ему то, что запрещали вам и
- запрещаете то, что вам позволяли.
Вам кажется, что все получится наилучшим образом, но увы… всякая противоположность далека от идеала. И ваш ребенок может упрекнуть вас в недостатке внимания, если вы искренне хотели давать ему свободу и позволять решать… а он мог быть еще совершенно не готов к решениям и нуждался в поддержке. Или наоборот, воспитывая его, вы решали за него «подстилали соломку», а он хотел ломиться напролом и получать шишки, он был готов встретить Мир лицом к лицу, а тут вы, как щит между Миром и ним… Досада… облом…
Обе тактики несовершенны по следующим причинам
- Люди не всегда хорошо помнят свое детство. Или помнят его с определенного возраста.То есть, как воспитывать младенца собственные воспоминания не подскажут.
- В более старшем возрасте у людей обычно много забытого, вытесненного, особенно если в детстве счастья недоставало.
А ведь некоторые поступки вашего ребенка требуют немедленного вмешательства и быстрого реагирования, и у родителей нет возможности долго рефлексировать в воспоминаниях об аналогичных ситуациях в своем прошлом.
А если родитель дает ребенку то, чего не дали ему?
Любящие родители, которые заботятся о том, как воспитать ребенка правильно, руководствуются другим принципом: делают для своих детей то, чего хотели бы для себя.
Но… опять-таки может получиться нескладушка. Потому что существует разница темпераментов и прочих показателей, очень важных. Спортивный папаша-экстримал может изо всех сил тащить свою нежную тендитную дочь в окунуться прорубь или прыгнуть в с парашютом, а ей это совсем не мурчит.
Задача родителей – понять потребности ребенка
…причем еще до того, как он начнет говорить. Как это сделать? Давайте сначала определим цель воспитания.
Чего вы хотите для своего ребенка?
- чтобы он повторил вашу судьбу? (сценарий)
- чтобы он ни в коем случае ее не повторил? (антисценарий).
И в том и другом случае вы его ограничиваете, привязываясь к своим собственным воспоминаниям, характеру, темпераменту.
Но когда вы всерьез размышляете о том, как воспитывать ребенка правильно, есть другой подход: думать не о себе, а о ребенке. И ориентироваться на НЕГО, на ЕГО счастье. Тогда цель воспитания может быть такой: воспитать его так, чтобы он мог быть счастливым человеком.
Счастье… что это?
Вопрос о счастье ребенка тут краеугольный. И стоит, конечно, отдельной статьи на тему «что такое счастье?». Я предлагаю следующую формулировку: счастливый человек это РЕАЛИЗОВАННЫЙ человек. Тот, кто в состоянии дать себе самому все, чего захочет.
Себе! Сам! Не вам, родителям, не своему будущему окружению, СЕБЕ! И нужно учитывать то, что его желания и цели будут меняться в течение жизни несколько раз, и он всегда должен будет способен их воплотить в жизнь. Он сам для себя должен стать волшебником, Богом, исполняющим СВОИ желания.
Учиться тому, как любить своих детей, и как правильно воспитывать своего ребенка предлагаю у животных. У этих существ нет конфликта поколений и подростковых бунтов тоже не бывает.
1 стадия – младенчество
Как правильно любить ребенка-младенца? Это – воссоздавать матку, в которой он был любим и питаем матерью, которая для него была Вселенной. Для того, чтобы переход в отдельное, автономное существование не был слишком резким, а значит — не травматичным.
Как это сделать? Побольше держать ребенка на руках, кормить грудью подольше. Так он чувствует себя в безопасности, чувствует себя любимым, нужным и опекаемым.
Посмотрим на кошку, которая родила котят (остальные млекопитающие ведут себя примерно так же). Она почти все время находится рядом с ними, она не имеет никакого представления о кормлении по часам. Котята сосут ее, когда проголодаются. И она всегда рядом с ними. Отлучается только чтобы поесть (поохотиться). И это очень правильно – они чувствуют биение материнского сердца рядом с собой, как во время своего пребывания в утробе.
В этот период – ПРИСУТСТВИЕ – это любовь. Забота абсолютна. Жизнь родителей (по крайней мере – мамы), полностью подчинена младенцу. Кошка не задумывается, как воспитывать котят правильно – она следует инстинкту, и человеческим мамам нужно делать то же самое.
2 стадия – детство
Ребенок понемногу слазит рук и начинает передвигаться самостоятельно — исследовать мир. Какова роль родителей в этот период? Как правильно поступать, чтобы не навредить? Это – быть рядом, следовать за ребенком и возвращать его в безопасность, если он оторвался и ушел (уполз), играя, слишком далеко. Задача мамы или папы (няни)– быть в пределах досягаемости. Это – лучшее воспитание в этот период.
Наблюдаем дальше — котята вылезают из коробки, хаотично расползаются, кошка их находит, берет за шкирку и возвращает на место. Они маленькие, нежные, на них могут наступить, они могут откуда-то свалиться. А тельце еще нежное, скелет из хрящей, амортизировать не могут удары судьбы. Еще нужна мама рядом, но свободы уже хочется, инстинкт!
Свобода нужна для всех живых существ
Ребенку (по этому принципу), нужна свобода передвижения в безопасном пространстве (дом, детская) и бдительное внимание в пространстве непривычном (улица, чужой дом). И мама должна быть всегда в пределах видимости. 2-хлетний (полгода туда-сюда) малыш играет и время от времени прибегает уткнуться в материнские колени или вскарабкаться на них, прижаться, и вновь почувствовать себя дома. Этот этап продолжается долго, пока ребенок не научится быть самостоятельным.
И раннее детство переходит в ДЕТСТВО. Ситуация меняется в зависимости от степени свободы, которую он готов взять (освоить) исходя из возраста и личных способностей. Задача родителей эту свободу ДАТЬ. Не большую и не меньшую, а ту, которая ему нужна сейчас. На это стадии вопрос как воспитать ребенка правильно – это вопрос свободы, которую родители готовы ему предоставить.
Тревожные родители портят будущее детей
Чем? Лишними запретами и ограничениями, которые нужны НЕ детям для их безопасности (хотя родители так думают), а для их, родительского спокойствия. Потому что дать свободу и прийти на помощь в нужный момент, это – МОРОКА, на это нужно много усилий и внимания. Они считают правильным и куда более простым методом воспитания – запретить ребенку то, что он хочет. Однако, если хорошо подумать, то получится что родители думают не о пользе детей, а о том, чтобы лишний раз не беспокоиться.
Это стадия, когда задача родителей еще и НАУЧИТЬ
Вновь вспоминаем кошку (или собаку, если вам это ближе). Мать учит играть и охотиться. Два в одном: играют и учатся охотиться одновременно, и так происходит воспитание, которое малышей не напрягает. Наблюдая за животными, можно легко понять, как научиться любить своих детей.
Для ребенка игра и деятельность рядом со взрослыми – подготовка к жизни, приобретение тех навыков, которые потом пригодятся в жизни. Но для родителей это тоже МОРОКА! Потому что гораздо легче за ребенком убрать игрушки, чем научить его делать это с удовольствием и регулярно. Или, если проводить аналогию с охотой – легче приготовить ему кашу и заставить съесть, чем приготовить еду вместе с ним, и показать 5-ти летнему малышу, как это делается.
3-я стадия – автономия
Итак, он автономен, самостоятелен. Вернее, ОН в этом уверен. Он (она) – это подросток, который самонадеян настолько, что думает, что обойдется без родителей. Поэтому он дерзит и не признает их авторитет.
По поводу возраста, когда «приходит это счастье», все очень индивидуально. Протестный период может начаться и в 5 лет. Это зависит и от индивидуальных особенностей, а еще больше – от воспитания. Если вы его регулярно «строили», то он или ломается, или начинает сопротивляться. Чем больше у него жизненной силы, тем тяжелее ломать, и тем разрушительней будет его протест против родительского контроля.
Основной вопрос, который задают себе внимательные родители, когда они не знают, что делать, это опять тот же самый: «Как я хотел бы, чтобы поступали в этом случае со мной?» Штука еще и в том, чтобы услышать свой ЧЕСТНЫЙ ответ: не так как НАДО «для моего будущего», а как действительно хочется тому внутреннему ребенку, который живет в каждом.
Навык внутренних диалогов – штука тонкая. Если человек этого никогда не делал, еще вопрос, чей голос он услышит, и поверит ли ему. Поэтому – опять учимся у животных!
Возвращаемся к кошке
Кошка в этот период УЧИТ котят, а потом отпускает. Не просто отпускает, а отгоняет от себя подросших детенышей, почти насильно отправляет их в самостоятельную жизнь. И если малыш не очень-то стремится к этому, и по-прежнему пытается подлезть и полакомиться из материнской сиськи или миски, кошка его бьет, кусает, отгоняя от своей еды, пока не насытится сама. Таким образом, инфантильность у животных не формируется, благодаря их естественному поведению.
Как у людей формируется инфантильность?
А мы люди? Мы зачастую, оставляя для своих детей лучший кусок уже в ИХ зрелом возрасте, оказываем им медвежью услугу. Они до старости остаются «котятами», которые нуждаются в родителях и в правильном воспитании… родителям так кажется!
Что же мешает отпустить детей в самостоятельное плавание? Конечно, страх, что не справятся, потонут в житейских бурях, станут жертвами пиратов или кораблекрушений…Услужливый родительский мозг придумывает страшные картинки, показывающие варианты возможных крушений. «Нет, — говорит себе родитель, — Рано ему еще быть самостоятельным… Пусть еще поучится под моим руководством. Это надежно и безопасно».
Если продолжить метафору с кораблями, то молодой капитан отправляется на поиски новых земель и у него ни карты, ни лоцмана. Он НЕ хочет идти в кильватере (то есть, следом) родительского флагмана, курсируя по одному и тому же привычному маршруту. Он уходит за горизонт, надеясь, что найдет землю, где ему будет хорошо и где он останется жить ее полновластным правителем.
Желание родителей не отпускать от себя детей – основа всех профессиональных династий, когда дети продолжают родительское ремесло и секреты мастерства сохраняются в семье, приумножаются и шлифуются.
Но это все же, скорее идеал средневековья – цехового и сословного мышления. А не нашего быстроразвивающегося мира, в котором технологии меняются каждые 5 лет. И образование успевает устареть до того, как будет получено. О какой безопасности и передаче родительского опыта в наше время может идти речь? Единственное умение, которое действительно может пригодиться детям – это быстрая адаптация к переменам. Для того, чтобы наработать это качество нужно не держать ребенка возле себя, не воспитывать его бесконечно. А дать ему попробовать как можно больше социальных ролей и занятий еще до того, как он вырастет. Тогда он найдет свой правильный путь.
Когда можно успокоиться насчет своих детей?
Мы ведь не животные, мы всегда будем помнить о своих детях…
Спокойствие за ребенка приходит в тот момент, когда родитель ВИДИТ своими глазами, что у него все хорошо. Он справляется! С ситуациями, с той деятельностью, которую выбрал, с теми людьми, которых выбрал. Со своей жизнью в целом. Уже нет нужды подсказывать и воспитывать ребенка, он сам определяет, что для него нужно и правильно, а что – нет.
Когда приходит взрослость?
Дети неизбежно взрослеют, если родители не мешают им делать ошибки. Человеческие (как и прочие живые) существа запрограммированы двигаться от «плохо» к «ХОРОШО», а не наоборот. И когда паруса наполняет ветер энтузиазма, то у подросшего ребенка есть шанс все-таки найти СВОЮ землю.
Если ваш сын или дочь заняты поисками СЕБЯ, им некогда бунтовать против вас. А если все силы ребенка уходят на сопротивление вам, то энергии на то, чтобы услышать СЕБЯ у него не остается. Вопрос правильного или неправильного воспитания всегда в том, как вовремя дать ему свободу, как научиться доверять и… отпустить.
Счастливого плавания вашим детям!
Юлия Головкина — психолог-эволюционист
Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы
- почта juliaisland2008@ukr.net
- скайп golovkinau
- телефоны +380952097692; +380677598976
- Viber +380952097692
Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему. Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.
Развитие семьи, как единого организма, силами каждого её участника.
Этот непрерывный процесс развития не имеет завершения, поэтому подростковому кризису и места не найдётся.
В иных случаях выйдет лишь копирование текущего состояния воспитателя (родителей).
Кто-то уверен в том, что может дать больше и лучше, чем имеет сам?
Тогда срочно исправлять себя!
… а уж потом у детей время красть.