«Без фанатизма!» — советы психолога родителям школьников

soveti-psiholiga-roditeliam-sholnikov

Эта статья предназначена тем папам, и особенно, мамам, которые считают хорошую учебу главной целью и критерием воспитания своего ребенка.  Возможно, советы психолога родителям школьников слегка изменят их взгляд на школьные успехи и достижения, и их  роль в будущей жизни подростка. Итак, многие люди искренне уверены, что детство предназначено исключительно для того, чтобы заложить фундамент будущей жизни. Так ли это, или оно нужно для чего-то еще?

soveti-psiholiga-roditeliam-sholnikov    Мама лучше знает..?

Дети тех родителей, которые придают большое значение успехам в школе воспитаны, аккуратны, вежливы. Но увы, несчастны! Потому что их жизнь уже идет сейчас, а им не разрешают этой жизнью пользоваться.Я вовсе не имею ввиду, что эти родители какие-то монстры. Наоборот! . Они  «хотят добра».  Кавычки тут потому. что эти мамы и папы забывают поинтересоваться, чего хочет сам ребенок. И это родительское «добро» выражается в хороших оценках.

Эти родители всегда заодно со школой, в тесном контакте с учителями. И ребенок чувствует себя как зверь, которого обложили со всех сторон, и заставили против его природы «служить» и ходить на задних лапах.

   «Ты можешь лучше!»

Такие родители ругают за четверку (по 5-балльной системе), их вечная присказка: «Ты можешь лучше!»

А зачем лучше? – на этот вопрос они не отвечают, потому что его никто не задает. Дети с ними не спорят, это бесполезно. Cамая большая беда их детей в том, что они уже через 3-4 года школьной жизни теряют собственное мнение и забывают о своих желаниях. Жизнь для них – это парта, а дом – только продолжение школы.

А где же детство?

soveti-psiholiga-roditeliam-sholnikov

Последствия фанатичного отношения к учебе

У ребенка не будет своих собственных интересов. И в дальнейшем — счастья и реализации в социуме.

Такой ребенок:

  • мало общается (Когда? С кем? Вокруг ведь «одни придурки»), а следовательно, боится социума. Социум относится к таким детям презрительно и именует ботанами.
  • не знает, кем хочет быть. В подростковом возрасте  родители сами выбирают для него будущую профессию. Он покорно идет в вуз… и тут уже возможны варианты.

Некоторые, попробовав студенческой вольной жизни, (особенно если учатся в другом городе и живут в общежитии), «срываются с цепи» и бросают учебу, потому что спешат стремительно добрать то, что пропустили в школе.

Некоторые все еще не могут выйти из-под гипноза «хорошести», продолжают  тянуть свою лямку, втайне ненавидя учебу, которую не выбирали, и покорно плетутся в то будущее, которое им старательно уготовили «заботливые» родители. Это тоже не может длиться вечно.

  • проблемы взросления и социализации  отодвигаются в будущее. Ребенок, которым постоянно руководят, в будущем имеет множество психологических проблем — об этом ниже.

soveti-psiholiga-roditeliam-sholnikov   

Родители путают успехи ребенка и свои собственные успехи

Мама-фанатик хорошей учебы относится к успехам и неудачам ребенка как к своим собственным. Ребенок, признаваясь в плохой (или недостаточно хорошей) оценке такой матери, чувствует, что страшно ее подвел. Огорчил, расстроил, испортил настроение, довел до валерьянки.

Он чувствует вину перед родителями, а не перед собой. Он учится для них, а не для себя. Такие родители возлагают на ребенка ответственность за свои чувства, иногда даже за свое здоровье. Получается, что в таком случае они (родители  и дети), меняются местами. Дети еще школьниками начинают чувствовать ответственность за родителей, что противоречит порядку вещей в природе и создает такое напряжение, которое детская психика с трудом выдерживает.

   Какими станут в будущем дети, которых заставляли все время учиться?

Вариантов масса и ни один из них не может считаться нормальным. И это как раз те проблемы,  которые маячат в будущей взрослой жизни.

  • Трудоголики

Потому что привыкли трудиться, не умеют расслабляться и отдыхать, не научились делать ничего, кроме как работать на совесть. Эти вечно в стрессе и  с кучей болезней, которые «от нервов» уже в 30-40-летнем  возрасте.

  • Алко- и прочие зависимости

Потому что расслабиться по-другому не могут, как развлечься не знают, и выбирают самый доступный способ, так сказать, «анестезию», чтобы не так тяжко и безрадостно было жить.

  • Рабы в поисках хозяина

Люди без инициативы. Всегда будут работать по найму, потому что привыкли, что им указывают что делать, как в школе указывали учителя и родители.

soveti-psiholiga-roditeliam-sholnikov

Да, бунт действительно лучше такой «веселенькой» перспективы. По крайней мере, ломается привычка подчиняться строгому надсмотрщику и вырабатывается  опора на собственное мнение.

Так что если ребенок дерзит и прогуливает, это не всегда повод для паники. Скорее – для пересмотра своего родительского поведения и размышления на тему: «Может, следует гайки отпустить немного?»

Противоположность родителям фанатикам — равнодушные родители, которые пустили всё на самотек, мол, ребенок сам разберется. Это тоже не вариант, потому что ребенок лишается поддержки и мотивации.

Эти две противоположные тенденции — заставлять учиться и не обращать внимание на учебу должны быть уравновешены.

 Советы родителям по организации учебы ребенка

Какие советы родителям школьника может дать психолог? Конечно, они будут разными для разных детей (и возраст и характер, и ситуация, от этого многое зависит, поэтому особой конкретики не ждите). Но некие общие моменты все же есть.

 1. Организуйте рабочее место так, чтобы оно нравилось ребенку, постарайтесь не допускать, чтобы он делал уроки в разных местах квартиры. Он должен привыкнуть находиться и работать там в одиночестве.

2. На первом этапе (речь идет о младшей школе), функция мамы –  контроль или  эпизодическая помощь.

Мама не должна сидеть с ребенком постоянно, но должна быть в поле зрения. Вариант, если ребенок очень уж неусидчив и требуется практически силой держать его на месте, мама может находиться рядом, но этот этап нельзя затягивать. Убедившись, что с очередным заданием у него наступила некая ясность, можно понемногу отлучаться по своим домашним делам и поощрять его самостоятельность.

3. На любом этапе, даже когда он уже в старших классах, к учебе нужно проявлять внимание. На успехи реагировать эмоционально, особенно если он превысил свой обычный уровень.

« — Рассказала без запинки? Да ты что?! Правда? Какая ты молодец! И что сказала учительница? А ты долго учила? …Как обычно? У тебя улучшается память, это здорово! Я так за тебя рада!» …Объятия и поцелуи.

   И, конечно, огорчение тоже следует демонстрировать, если  уровень ниже. На первый взгляд, это противоречит тому, что написано выше. На самом деле, если вы будете проявлять эмоции не только по отношению к ребенку, но и о своих собственных победах и поражениях рассказывать с эмоциями, ребенок будет чувствовать себя важной, но не определяющей частью вашей жизни.

 Что «работает», а что «не работает»?

  • Не работает!

«Если ты не учишься, у тебя меньше шансов нормально устроиться в будущем». …Какое будущее?! Ребенок живет в настоящем, и правильно делает. Поэтому и вам следует обращаться к настоящему моменту, если вы хотите, чтобы вас услышали.

  • Работает!

«Твое отношение к учебе злит меня. И я буду проявлять свою злость».  Дальше ребенок, скорее всего, станет выяснять как именно вы будете ее проявлять (дети, они любопытные, этим нужно пользоваться!), и вы можете дать волю своей фантазии. Однако, старайтесь не угрожать тем, чего вы никогда не сделаете. Отсюда, следующее правило:

  • Не работает!

«Если сейчас не сядешь за уроки, месяц за компьютер не сядешь!» — ребенок прекрасно понимает, что уже пару дней пройдет и вы забудете о своей угрозе, и он преспокойно пойдет играть или сидеть в соцсети.

  • Работает!

«Если сделаешь уроки быстро и хорошо, будешь играть на час больше».

  • Не работает!

«Если не подтянешь физику, летом никуда не поедешь» …Когда там еще это лето?

  • Работает!

 «Я поставлю пароль на компьютер» …Это сейчас, и это серьезно!

  • Не работает!

 «Я не верю, что ты не можешь решить задачу, ты просто не стараешься». …Может быть, действительно не может? И  тогда ваше «не верю» обидит его и заставить почувствовать, что он обманывает ваши надежды, что он глупее, чем вы о нем думаете. Это удар по самооценке, от этого дети успешнее не становятся.

  • Работает!

«Покажи, как ты решал, подумаем вместе».

Учеба — ЕГО дело, не ваше!

soveti-psiholiga-roditeliam-sholnikovТаких советов родителям школьников, психологических или просто житейских, можно надавать великое множество. Тут я привожу несколько, и лишь  для того, чтобы проиллюстрировать принцип. Он таков (повторение – мать учения): к учебе своего ребенка не следует относиться как к главному делу вашей жизни. Это дело ЕГО жизни, и это самое главное, что он должен усвоить с вашей помощью.

Как именно вы будете добиваться его «вменяемого» отношения к учебе – дело ваших семейных традиций, изобретательности, юмора и прочих факторов. Если будут интересные находки – делитесь! Ваша информация может помочь какой-нибудь маме, которая готова опустить руки в тяжкой борьбе на стороне  своего ребенка против математики, языка, биологии, физики, химии  и прочая прочая… Удачи!

 

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

Юлия Головкина

Психолог-эволюционист

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта juliaisland2008@ukr.net
  2. скайп  golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

По этому же поводу:

1. Школа, или что я делаю для того, чтобы ребенок не учился?

2. Как правильно учить уроки ?

3. Как помочь ребенку выбрать профессию?

4. Я ненавижу школу… и хочу, чтобы ребенок хорошо учился?

5. Не обрезайте крылья или как повысить самооценку

6. Зачем нужно повышение самооценки или как полюбить себя

7. Как побороть застенчивость и наладить отношения с одноклассниками

8. Любовь или Свобода?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.