Запретный плод, или почему подростки так любят риск (продолжение)

Почему  же так сладок  запретный плод, и почему все люди, а подростки особенно, так тяготеют к нарушению правил? Подросшие дети склонны регулярно испытывать нас и наши законы на прочность — как заставить ребенка слушаться? Ведь мы, взрослые, только добра детям желаем, и правила придуманы не просто так!

Для чего нужны запреты и правила?

Тут все просто — для того, чтобы сделать нашу жизнь более удобной и безопасной. 

Кстати, тут можно провести небольшой тест, ответив на вопрос: как вы, лично вы относитесь к нарушению правил? Ну, к примеру, дорогу всегда переходите по пешеходному переходу и на зеленый? Или все-таки нет?

   Так вот, если это так, и любое правило для Вас – искушение, в Вас очень много подросткового. Это ни хорошо, ни плохо, если конструктивно и адекватно. Как минимум, вы будете хорошо

soveti-roditelam-po-vospitaniy-deteiпонимать своего ребенка. Отрицательный полюс такого качества – вы так заняты своей жизнью и своими молодежными приключениями«, что вам будет не до него.

   Почему люди нарушают запреты?

 Потому что  запретный плод, это прежде всего вызов! Насколько вам «слабо» сделать то, что нельзя? Насколько вы смелы, чтобы столкнуться с непредсказуемыми последствиями? Пока вы не определите свое отношение к правилам, запретам и нарушениям, вам сложно будет понять, как научить ребенка слушаться.

  В основе нарушения запретов всегда лежат определенные мотивы.

1. Доказать — «я не слабак!»

И тут очень важно кому-то или себе, хотя это не всегда легко распознать с первого взгляда. Но именно в этом — принципиальная разница, так что «самокопание» в данном вопросе того стоит.

Разница  в следующем: если хочешь доказать что-то себе – это значит есть стремление изучать себя, свои возможности, чтобы в дальнейшем знать, на что рассчитывать. Это замечательный мотив.

А вот если что-то доказываешь кому-то, то скорее, тут поиск поддержки компании или определенного человека. На каком-то этапе это бывает почти у всех, плохо, если человек всю жизнь посвящает тому, чтобы быть хорошим для других.

2. Получить впечатления, изучать жизнь.

   Это положительный мотив, он говорит о стремлении к развитию, и достаточной зрелости личности.

Однако, запретные плоды могут быть разными, и некоторые – весьма ядовиты. Попробуешь, а потом всю жизнь расхлебывай последствия (криминал, наркотики, беспорядочный секс). И тут следует различать. Не все, что растет в лесу мы тащим в рот, так ведь?

    Однако, мы, люди, запрограммированы  познавать «добро и зло», причем, заметьте,  на собственном опыте! Предостережения родителей и друзей иногда только раззадоривают. На определнном этапе заставить ребенка слушаться почти невозможно. Он перестает доверять родительскому авторитету и хочет узнать как устроена жизнь, на практике.

  Как научить ребенка слушаться?

Для того, чтобы родители могли воспитывать своих детей осознанно, предлагаю такой совет

Всё, что НЕЛЬЗЯ, мысленно разделите на три группы:

1.    Нельзя категорически!

(«не убий», stop narcotic и прочее). Эта группа очень малочисленная, подчеркиваю, очень! И в нее входит то, что действительно опасно для жизни. И тут святая обязанность родителей — заставить своего ребенка слушаться!

2.    Нельзя, но если очень нужно, то можно.

(Например, на красный свет переходить дорогу опасно, но если за тобой гонятся агрессивно настроенные субъекты, то глупо ждать зеленого света на светофоре). Это нужно обсуждать, причем, на примерах, которые ребенку будут понятны.

soveti-roditelam-po-vospitaniy-detei

3. Нельзя… а почему, собственно?

Сюда вносим всё, что можно попробовать без риска для жизни. То есть, можно, но осторожно! То есть, при соблюдении некоторых условий позволяется то, что обычно нельзя. Например:

  • рисовать на обоях, (только в отведенном месте);
  • не доедать кашу,(вместо нее — яблоко);
  • заплывать на глубину (с папой),
  • залезать на высоту (с папой),
  • грубо разговаривать с кем-то (а если сами нарываются, то можно и ответить, но без ненормативной лексики)

И многое, многое другое! По ситуации…

  Именно третья группа нуждается в самом пристальном внимании. Тут возможно творчество, а значит  — свобода! Если родители запрещают все подряд, то ребенок тоже будет нарушать все подряд, без разбору. Он не сможет сделать различия между: «нельзя ходить зимой без шарфа» и «нельзя пробовать наркотики». Поэтому запреты 3-й группы рассмотреть и оценить придется на предмет: а что из этого я могу разрешить?

   Мне приходилось встречать в жизни довольно смешные и нелогичные запреты, (хотя и повсеместно распространенные).

Примеры ненужных  запретов:

  •  «нельзя ходить без тапок»,  (а если мешают?)
  • «нельзя снимать куртку, даже если жарко» (пусть потеет, зато мама спокойна).
  • «нельзя отказываться здороваться с родительскими гостями» (А если они не нравятся?)
  • «нельзя гулять позже 8-ми вечера» (Да в 8 только все начинается!)

   Список бесконечен. Причем, если «допросить» родителей по каждому пункту, выяснится, что причины, по которым «нельзя», очень невразумительные. Услышать можно что-то типа: «Так положено!»; «А как же иначе?»; «Меня так учили», или «Что люди скажут?».

   Конечно, если ваш ребенок еще маленький, для него это аргументы. А если он уже в подростковом возрасте, то каждое такое утверждение для него – вызов и красная тряпка. «Почему это какие-то люди сказали, а я должна слушать?» — возмущается 14-летняя дочь.; «Тебя так учили, а я тут при чем?» — спорит 13-летний сын.

Ребенка, особенно подросшего,  нельзя заставить слушаться, не объяснив причин — почему.  А вот научить слушаться — можно и нужно.

   В природе подростков – во всем сомневаться и со всеми спорить. Дайте ему эту возможность! Позвольте спорить с собой и отстаивать свое мнение! Если ваш ребенок оговаривается и огрызается, это значит, что у него есть свое мнение. Если вы не будете с ним обсуждать правила и запреты, его хаотичная энергия может пойти не в ту сторону и вместе с запретами, которые действительно пора отменить, он «отменит» и правила, которые сохраняют его жизнь и здоровье. Он начнет врать, если вы не будете его выслушивать и иногда давать ему себя победить в споре и отстоять какие-то послабления.

Не торопитесь говорить «нет»

   Чтобы научить ребенка вас слушать и слышать, не торопитесь ему отказывать!

 На вопрос: «Мама, можно … (что-нибудь, не важно что)?» не торопись отвечать сразу «да» или «нет». Вместо этого спросите«А ты сам (сама) как думаешь?», или «А как ты считаешь, мне следует разрешить  тебе или запретить?» 

  Иногда случаются довольно забавные диалоги: например, речь шла о том, чтобы пропустить школу (8 класс, младший сын). Я задаю вопрос: «А как ты сам думаешь?» , он отвечает: «Я думаю, тебе стоит мне разрешить, у меня насморк, я полечусь и не разболеюсь. К тому же я уберу в комнате, узнаю уроки, сделаю и… посуду за всеми помою!»  Я согласилась… Мне понравились его аргументы!

  Такой способ взаимодействия развлекает вас обоих и приучает ребенка чаще думать и взвешивать силу своего желания и меру опасности (или последствий) Иногда после таких обсуждений сын говорил: «Я бы на твоем месте мне этого никогда бы не разрешил!»

Очень помогают несколько приемов:

1. Не просто запретить, а рассказать о возможных последствиях.

Например: «Если ты будешь продолжать в том духе, то можешь сломать себе что-нибудь, а больница отсюда далеко, (мы выехали за город, и сын изучал возможности своего тела, азартно прыгая по скользким камням), мало того, что мы тебя живым можем не довезти, если голову  сломаешь, так еще и отдых нам всем испортишь!»

soveti-roditelam-po-vospitaniy-detei2. Действовать под девизом: «Если безобразие невозможно предотвратить, его следует возглавить!»

 Я предпочитаю провоцировать детей: «Слабо прыгнуть с той скалы?» и показывать пример. Конечно, прыгать в воду и плавать к буйкам сложно, если плавать не умеешь и высоты боишься. Идеально, конечно, когда это делает папа, но папы  в современных семьях не всегда рядом. Но и в таком случае можно найти выход из положения, например, более старшего подростка или знакомого мужчину и попросить сопровождать детей в опасных предприятиях.

   Конечно, все это хлопотно! Проще заставить ребенка слушаться, чем научить его самостоятельно оценивать меру опасности. Запретить без разговоров всегда было  проще. Но… какого кайфа можно лишить своего ребенка,  и себя тоже! А самое главное,  если руководствоваться этими приемами, то «запретный плод» становится не таким уж запретным, его можно попробовать и сбить оскому.

  На стороне своих детей

Есть еще одно большое преимущество такой тактики, которое я увидела на примере своих детей: они понимают, что я ХОЧУ им разрешить то, что они просят, я на их стороне! А значит, мало причин со мною спорить, когда я действительно что-то запрещаю.

soveti-roditelam-po-vospitaniy-detei И напоследок еще один совет родителям по воспитанию в детях ответственности и осторожности: отлично действует метод прививок!  Разрешить что-то под своим наблюдением, чтоб они так этим насытились, что потом не хотели.

Например, прогулки по крышам, о которых упоминалось в  предыдущей статье («Автостоп и прогулки по крышам»).

   Мои сыновья проводили на крышах одноэтажных гаражей половину лета, когда им было по 6-7 лет, я об этом знала и сознательно не запрещала, считая, что  для этого возраста высота первого этажа относительно безопасна, и вполне достаточна, чтобы почувствовать себя героем. Они в это «наигрались» в раннем возрасте и в 15 лет на крышу многоэтажки им лезть не хотелось.

  Заставлять ребенка слушаться хлопотно и почти бесполезно, все равно вырастет и нарушит все ваши запреты, а вот научить можно. Это и значит — растить его, готовя к самостоятельной  взрослой жизни.

Смелости вам, и креативности, дорогие родители!

автор блога Юлия Головкина — психолог

Личные консультации:

  • почта juliaisland2008@ukr.net
  • скайп  golovkinau
  • телефоны 380952097692; 380677598976
  • Viber 380952097692

Если информация на сайте оказалась полезной для вас, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на вашу электронную почту! Это удобно!

Что еще почитать по этому поводу?

1. Автостоп и прогулки по крышам, или почему подростки так любят риск (часть 1)

2. Мой страх мой друг или враг?

3. Почему дети грубят родителям?

4. Плохие друзья моего ребенка

5. Кризис подросткового возраста — ребенок бежит из дома

6. Мой ребенок  игроман

7. Ребенок попал в плохую компанию

Полезная информация? Ваши друзья в социальных сетях тоже хотят ее знать!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 thoughts on “Запретный плод, или почему подростки так любят риск (продолжение)

  1. Мне 13 лет. Да знаю маленькая. Ну… мне жутко хочется приключений путешествий и тд и тп. Наверно просто фильмов пересмотрела. Хочу уехать на остров. Живу в городе. Почти на окраине. В центр свободно езжу в школу или просто но нужно маму предупредить и рассказать о своей цели. Мне хочется чего-то неизвестного, непонятного. Но допустим по лесам, горам и речкам я могу ходить и просто, без определенной цели, а по родному городу только с ней. Другие места и города, новые территории даа… только я с мамой езжу с экскурсиями и понятно шаг вправо шаг влево, но не более. Она боится потеряться. Когда я начала заниматься фотографией, то начала отходить от групп. Один раз даже в пещере потерялась, а мама потом расспрашивала где это ты затерялась)). Так вот к чему клоню, подскажите как можно открывать новые земли в родном городе.

    • Мне очень радостно, что ты хочешь осваивать новые территории. Это говорит о том, что в тебе много жизни и много смелости. Твоя задача — сделать так, чтобы для близких ты была ВСЕГДА в зоне доступа, телефон был включен, и они знали, где ты. Каждый день ты можешь делать небольшой шаг за те границы, которые еще вчера не переступала, и у тебя будет постоянное движение и твой интерес к исследованию не будет застаиваться. И при этом — обязательно уведомлять о своих планах, куда ты намерена пойти и с кем. Если мама будет давать инструкции — слушать внимательно, она дает их не только для твоей безопасности, но и для своего спокойствия. А что касается занятий фотографией, то это отличный способ осваивать новые территории, даже в границах уже известных! Цветочек, листочек, ворону и муравья можно увидеть через объектив так, что может показаться, что открыла новый Мир. Успехов тебе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *