Облом и перфекционизм — враги успеха

   Знакомо вам такое: вы загорелись новой идеей, у вас много энергии, желания, и есть импульс к действию. На этот раз вы точно открыли секрет, как стать успешным человеком, и вы резво начинаете, вдохновенно продолжаете, но… результат никуда не годится. И тут бы, проанализировав ошибки и по-свежему исправив их, попробовать во второй раз, сделав свой результат лучше первого. Он явно должен быть лучше, по законам логики, здравого смысла и просто потому то упрямым везет чаще, но… облом! Ошибки еще можно обдумать, но второй раз взяться за дело не поднимаются руки. И вот уже кто-то (какой-то внутренний голос), тихонько нашептывает, что «не очень-то и хотелось»,  и «лучше собраться с силами перед новой попыткой и продолжить позже… завтра… или в следующем месяце. И сколько бы воля  ни пыталась поднять на подвиги и стащить с дивана, ничего не получается. У нее мало шансов, если вы знакомы с ним, ОБЛОМОМ.

kak-stat-uspeshnim-chelovekomВ чем отличие облома от лени?

  В народе его иногда считают ленью. Но эти понятия не тождественные. Лень – это когда изначально не было мотивации, («зачем мне это?»), или энергии, (которая возникает в организме, если есть мотивация). А облом – это когда все было: и мотивация, и энергия и импульс. Но после первой же неудачи всё куда-то делось. Куда – вот вопрос, над которым мы будем думать. И почему происходит так, что неудача сбивает с ног.

   Еще раз повторюсь: вопрос тут не в лени. Если вы ленитесь что-то делать, то не хотите этого делать, а вместо этого хотите чего-то другого. Например: «не хочу заниматься зарядкой, но хочу лежать на диване и смотреть телевизор». Вопросы о пользе первого и вреде второго конечно можно задавать и убеждать себя, но они не помогают. Лень достойна отдельно разбирательства, а мы сейчас об обломе и перфекционизме – друзьях неудачников.

   Сейчас я скажу парадоксальную вещь, внимание! НЕУДАЧНИКИ ТОЛЬКО ПОТОМУ НЕУДАЧНИКИ, ЧТО БОЯТСЯ НЕУДАЧИ. Каково? Сейчас докажу, если для вас это Америка.

kak-stat-uspeshnim-chelovekom   Простейший пример: я задумала новое блюдо, (которое перед тем попробовала в ресторане, нашла рецепт, проконсультировалась со специалистом, приложила некоторое количество усилий… блюдо на столе, но… невкусно! Не так как в ресторане, не так, как я ожидала. Я, (внимание, сейчас  очень важно!) расстраиваюсь, чувствую себя плохой хозяйкой, неумехой. Дурочкой, неудачницей. Я ставлю себе оценку! И эта оценка плохая!

   И если я зависима от оценок, если я все время хочу быть хорошей, то мне будет  очень тяжело сделать новую попытку, потому что я боюсь повторения неприятных чувств в связи с плохими оценками.

Что такое перфекционизм?

   Родной брат ОБЛОМА – ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. Что это? Это стремление сделать все наилучшим образом, довести до совершенства, и явить миру свое детище идеальным. Недоделанные ремонты, недописанные книги и картины, недошитые платья, разрушенные отношения, затравленные воспитанием дети. В этом стремлении можно никогда не закончить начатое дело, потому что СОВЕРШЕНСТВА НЕТ! Да и люди склонны меняться. И сегодня им уже не нравится то, что вдохновляло вчера.

   В чем сходство перфекционизма с обломом? На первый взгляд-то непохожи: «обломщик» начинает и не делает новой попытки, а перфекционист все время что-то делает, только никогда не доводит до конца. Общее – тот самый страх оценки. И не важно – своей или чужой.  Впрочем, чужая-то приобретает важность  только когда своя важна! Уверенного в себе человека  достаточно сложно (или вовсе невозможно), сбить с пути, или заставить поверить, что он делает что-то не то. А вот тревожного, зависимого от оценки – раз плюнуть! Даже стараться особо не надо – стоит раз критикнуть и дело в шляпе.

kak-stat-uspeshnim-chelovekomКак появляется у человека страх оценки?

Откуда появляется страх оценки? Из детства, откуда же еще? Это – «заслуга» родителей и школы. Они-то бедняги, думают, то учат ребенка тому, как стать успешным человеком. А на самом деле  их союз делает из него (нормального, здорового, рожденного для счастья!) невротика – обломщика или перфекциониста.

    Однажды я наблюдала за юным созданием полутора лет от роду. Малыш старательно преодолевал лесенку. Сначала у него не получалось, он путался в ногах и падал. Но не уходил, невзирая на то, что мама, которая сидела рядом, предлагала варианты: «Иди,  с машинкой проиграйся!» Но он упорно перемещался взад и вперед, добиваясь того, чтобы ноги поднимались на нужную высоту. Когда у него несколько раз подряд получилось, он бросил это занятие. Зачем ему были нужны эти упражнения? Какой смысл в его действиях? ОН ХОТЕЛ НАУЧИТЬСЯ! Его никто не заставлял, он сам хотел!

kak-stat-uspeshnim-chelovekom   И этот малыш не исключение, все маленькие дети такие: они полны активности, движения, они  верят в себя, они просто не подозревают о том, что кто-то может их плохо оценить! Маленький ребенок един со всем сущим, (с Богом, если хотите),  у него еще нет ЭГО, личности. Оно появляется приблизительно года в 3, кода ребенок начинает осознавать себя и подражать взрослым. И… неприятный бонус! …зависеть от их оценок…

   Но программа, по которой действует маленький ребенок – программа на развитие, никуда не девается! Ее установили раз и навсегда. Потому что среда, в которой мы живем, меняется, и к ней нужно приспосабливаться. Не один раз, а каждый день. И если человек продолжает развиваться и после детского возраста, то болеет он меньше и живет дольше, чем те, кто застыл в стабильности и день за днем выполняет одни и те же действия с одним и тем же результатом.

      Хочу понравиться…

   Почему же к новому стремятся далеко не все человеческие особи? Потому что установлена не одна программа, их много. И зачастую они конфликтуют друг с другом. Компьютерам далеко до человека,  человек умудряется жить с огромным количеством конфликтующих программ и психических вирусов, одним из которых является страх плохой оценки. Руководимый этим страхом,  человек забывает о своем стремлении к развитию и подменяет его другой задачей – нравиться окружающим, «соответствовать социальным стандартам» И тратит бездну сил и энергии не на то, чтобы делать то, что он хочет, а на то, чтобы замылить глаза тем, кто на него смотрит. Чтобы они ни дай бог не заметили, что он не безупречен!

          Воспитание делает нас управляемыми роботами! kak-stat-uspeshnim-chelovekom

Почему родители делают это с детьми? Почему школа делает это с детьми? Потому что зависимым от оценок ребенком легче управлять. Попробуйте-ка справиться с тем, кто привык идти своим путем и точно знает, чего хочет! Впрочем, в первых классах начальной школы, (учителя знают!) встречаются такие юные бунтари. Они не принимают школьных правил, не понимают, почему нужно 45 минут из часа сидеть тихо и выполнять какие-то задания. Они страшно мешают учебному процессу и вся школьная система (хождение строем и за ручки, жизнь по звонку, ответы по поднятой руке и непререкаемый авторитет учителя) направлена на то, чтобы подавить бунт. В 99% случаев это получается. Ребенка подсаживают на оценку – кнут и пряник, и штампуют из него «хорошего мальчика(девочку)».

   Мотивы понятны, как иначе одному справиться с 30-ю? Пусть даже этот один взрослый и опытный, а 30 – птенцы неоперившиеся… как обойтись в школе без ее дисциплиной и оценок? Или, может, можно обойтись без школы?

kak-stat-uspeshnim-chelovekom   Сейчас все популярнее становится домашнее обучение, но для огромного большинства оно остается недоступным. Так что со школой придется смириться. А вот со страхом оценки придется что-то делать! Нужно смещать акценты, если вы воспитываете детей для их счастья, для того, чтобы они действительно стали успешными людьми, а не для того, чтобы  были в будущем хорошим обслуживающим персоналом для кого-то.

Что можно исправить прямо сейчас?

    Начнем с детей: что делать прямо сейчас со школой и оценками? Я предложила бы следующее: во-первых, судить о ребенке и его успехах не по тому, что у него в дневнике, а по тому, как он чувствует себя в школе. Если он фоново радостен и весел – с ним все в порядке. Если же озабочен и напряжен, то даже при хороших оценках его школьные дела нельзя считать удачными. И нужно выяснять причину.

   Главное – не  оценки, а  интерес. Многочисленные жалобы родителей «он не хочет учиться» — результат действия «оценочной» системы, а не инертность ребенка и отсутствии интереса к учебе. Изменить систему сложно, но всегда есть свобода  в ее рамках, в данном случае она в следующем: мы, родители, можем скорректировать свое отношение к школе и  ребенку в ней так, чтобы он понимал:  мы любим и принимаем его вне зависимости от того, что у него в дневнике или классном журнале.

Что делать с собой?

   А самое главное, на мой взгляд —  перевоспитывать себя, если уж «оценочное» отношение до сих пор формирует вашу собственную реальность. Это не самое легкое дело, но без него – никуда. Привычка зависеть от оценок не уходит по щелчку. Мало сказать себе или кому-то: «я больше не буду обращать на это внимание». Это более глубинные вещи  — это о любви к себе и о принятии всех своих действий, даже неудачных.

   Есть порция вопросов  к себе, которые помогут снять напряжение и действовать легко и с удовольствием, (что бы вы не делали – открывали фирму, знакомились с женщиной (мужчиной), писали стихотворение, покупали собаку или машину):

1-й Важный вопрос: Что от этого зависит?

Что случится, если это действие не будет успешным (идеальным)?

Проанализировав свои ответы вы увидите, что в большинстве случаев вы можете потерять:

а) деньги

б) время

в) уважение окружающих, (или самоуважение).

   С первыми двумя пунктами советую заранее смириться. Любой предприниматель (что бы не предпринимал, даже освоение нового кулинарного шедевра), рискует именно этими 2-мя категориями всегда! Без этого риска движения вперед никогда не происходит. Но, (и это хорошая новость!) ни время, ни деньги не исчезают бесследно. Даже если ваш проект не получился так, как вы хотели, вы приобрели опыт, который поможет во 2-й раз, когда вы попытаетесь.

 kak-stat-uspeshnim-chelovekom  А вот 3-й пункт – уважение и самоуважение, я предлагаю вовсе исключить из списка. Или, еще лучше – априори считать, что с каждым новым проектом, чем бы он не завершился, уважения становится больше, а не меньше. Почему? Да потому что оставаться в бездействии всегда легче. Но гомеостаз (остановка в развитии) ведет к смерти, а движение – к жизни. Поэтому активность и энергичность – в цене. Если она у вас есть и вы не обламываетесь от неудач, то имеете шансы, а если стоите на месте, то всегда будете иметь то, что сейчас или еще меньше.

   И если уж есть склонность ставить себе оценки, то предлагаю ставить хорошие за то, что попробовали, и высокие, если получилось. А за то, что стоите на месте, ничего не ставить, (отдыхать тоже нужно).

     2-й Важный вопрос: Хочу ли я?

От силы вашего желания многое зависит. Если желание не ваше, а навязанное извне (родителями, школой, рекламой), то и воплощать вы его будете чахло. И результат будет дохлый, то есть вас никак не обрадует.

  kak-stat-uspeshnim-chelovekom Исключением по поводу желаний может быть разве что семейная пара. Муж и жена находятся в тесной взаимосвязи и в каком-то смысле являются одним целым. Если они мотивируют друг друга (он делает что-то ради нее, она – ради него, они оба – ради детей),  это совершенно нормально.

   3-й Важный вопрос: Могу ли я?

Это вопрос ресурсов. Могу ли построить дом? (место, деньги, материалы, рабочие, время – ресурсы). Могу ли написать картину (мое умение, материалы, время – ресурсы). То есть, как понимаете, без ресурсов никуда, и их нужно знать и учитывать. Но самым главным ресурсом является все же наше желание, то самое «хочу» — внутреннее горение, которое заставляет двигаться на новые территории.

   Колумб очень хотел найти Индию. Магеллан очень хотел обогнуть Землю. Менделеев очень хотел навести порядок в химии.

Без желания не делается ничего. Все люди, которые оставили след в истории, страстно хотели чего-то (и не всегда того, что получили! Да и о следе в истории не думали, наверное. По крайней мере, не это было их целью). Если бы они заботились о том, чтобы их оценили хорошо, их вклад в историю сделал бы кто-то другой, кто об этом заботился меньше и в результате действовал более смело и свободно.

kak-stat-uspeshnim-chelovekom   Ваше «хочу» — главное топливо для вашего «могу», помните об этом, и не давайте себя сбить с толку тем, кто вас оценивал или оценивает сейчас. Наш век быстрый и выигрывает тот, кто действует быстро и быстро делает выводы, быстро начинает новый проект. И на вопрос о том, как стать успешным человеком есть вполне банальный ответ: им невозможно стать, ничего не предпринимая! Облом и перфекционизм – враги успеха…

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

Желаю вам смелости и удачи!

автор блога Юлия Головкина

Консультации по скайпу (golovkinau). Чтобы договориться о встрече, пишите на электронную почту juliaisland2008@ukr.net

Еще почитать на эту тему:

  1. Нужно ли учить учиться?
  2. Как сделать правильный выбор?
  3. Мой страх — мой друг или враг?
  4. Достала свекровь!
  5. Инфантильность и самостоятельность
  6. Как выглядеть моложе своих лет или психологический возраст
  7. Как преодолеть депрессию
  8. Мужская и женская дружба — одно и то же?

Полезная информация? Ваши друзья в социальных сетях тоже хотят ее знать!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 thoughts on “Облом и перфекционизм — враги успеха

  1. Очень правильная статья.Много раз пыталась начать новое дело.По разным причинам не получалось.Зато я могу сказать,все,что хотела попробовала сделать -сделала. Даже,если не всегда получается-уважение к себе растет.

    • И есть что вспомнить. правда же? Даже если не получается так как хотелось. можно вспоминать о своей смелости и отваге. а не о поражении. в этом смысли поражений вообще не существует. есть только прогресс. на который человек или решается. или нет. любое движение — всегда прогресс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *