Нужно ли учить учиться, или как правильно учить уроки?

Ребенок вроде бы занимается, каждый день сидит за книжками, а толку никакого – оценки в дневнике не радуют.  «Как правильно учить уроки?» — вопрос для взрослого человека  вроде бы совершенно простой: внимательно, старательно, вдумчиво, обстоятельно и прочее, прочее. И если дети приносят неудовлетворительные, (с нашей точки зрения), оценки, мы сердимся, обвиняем их и не можем понять, в чем причина.

Дорогие взрослые, задам еще один простой вопрос: нравится ли вам делать то, что вы не умеете делать? Или делать что-то первый раз, встречаясь с собственным неумением?

kak-pravilno-uchit-uroki

Догадываюсь, какой ответ. Я с вами солидарна, мне тоже не нравится! Вы можете возразить, что, напротив, новое дело всегда вызывает интерес. И  тоже будете правы! Однако, перед тем  моментом, когда оно станет интересным и увлекательным, всегда есть период неуверенности и страха. «Вдруг не получится? …Точно, у меня не получится, я пробую уже второй раз и все насмарку!» И, наконец, как приговор: «Я бездарь! Я ни на что не годен, у меня не получается, это стыдно! Лучше бросить сейчас, чем дальше позориться

 И не важно, что это за дело: новое блюдо, которое осваивает домохозяйка, или новая фирма, которую учреждает бизнесмен. Чувства всегда одни и те же. Разница состоит только в том, пройдет ли человек этап неуверенности или застрянет в нем, вложив еще один кирпич в памятник комплексу собственной неполноценности. Существует прямая зависимость: количество начатых и брошенных дел прямо пропорционально этому гнусному памятнику. Дела стоит доводить до конца хотя бы для того, чтобы его не растить.

 kak-pravilno-uchit-uroki  Как все это относится к детям? Еще как относится! Поведаю одну историю о себе. Мне было пять лет, когда мама решила приобщить меня к вязанию. Это был трудный и скучный для меня урок, я была непоседливым ребенком, а нитка все время путалась и петли соскальзывали. Я чувствовала себя полной неумёхой, ведь у меня никак не получалось то, что у мамы выходило так ловко! Мои вздохи и умоляющие взгляды наконец сделали свое дело: мама прекратила урок и отпустила меня гулять. Я надеялась, что с вязанием в моей жизни покончено навсегда. Однако, отныне каждый день этому приходилось уделять какое-то внимание: «Пришло время провязать еще рядочек!» — говорила мама. Я куксилась, ныла, но делала. И пришло время, когда нитки и спицы перестали быть для меня наказанием, а стали удовольствием.

   Я благодарна своей маме, она не позволила мне в тот раз ( и потом не позволяла!), застрять в этом: «у меня не получится!». Впоследствии мне много раз, (как и любому человеку), приходилось учиться чему-нибудь новому, и с каждым разом это давалось все легче, потому что свою неуверенность и страх неудачи я знаю, как необходимый этап нового, первый сложный период инерции, которую нужно преодолевать усилием воли или мечтой о цели.

kak-pravilno-uchit-uroki   А теперь расскажу о ребенке. Мой сын (11 лет, наличие подростковых программ протеста регистрируется с 1-го взгляда), швыряет в угол книгу по литературе и вопит: «Не буду я учить этот тупой стих!»

   Я пытаюсь выяснить, что же вызвало столь бурную эмоциональную реакцию. Оказывается, стих длинный и сдавать его нужно завтра.

— А когда задали?

— Неделю назад.

— А… ясно, — говорю я и понимаю, что времени было достаточно, и что он это тоже понимает, но взялся за стих он только сегодня и теперь в ужасе от количества слов, которое он не в силах запомнить. А самое главное – он просто не знает, как правильно учить уроки, а точнее,не умеет учить стихи.

Если учительница и рассказывала, как это делается, он пропустил все мимо ушей. А я до сих пор как-то не обращала внимания на этот аспект. Я-то в свое время училась на отлично, помощь мне требовалась редко, а контроль – вообще никогда. И по инерции не слишком обращала внимания на учебу своих детей. Сделала ошибку.

   Вернемся к ситуации: сначала я успокоила сына, сказав, что обычно стих не спрашивают сразу у всего класса. Значит, можно подойти к учительнице и попросить, чтобы спросили на следующий раз.  Таким образом, был снят эмоциональный накал от страха не успеть. Потом предложила просто прочесть стихотворение несколько раз вслух, не стараясь запоминать. Потом – учить по  одному куплету. А уж потом рассказывать, подглядывая в книжку.

  — Завтра ты будешь знать его наполовину. Еще прочтешь пару раз на ночь послезавтра, и запомнишь весь.

  — Почему так?

  — Таковы свойства памяти. И если ты специально не тренировался, (как шпионы, которые текст могут запоминать с первого взгляда),  то лучше всего учить, просто проглядывая несколько раз в день. Само откладывается, времени и усилий требуется немного.

   Больше проблем с запоминанием стихотворений, слов и текстов по иностранному у него не было!

   Итак, что же такое «научить учиться»? Именно этим занимается младшая школа, а родители должны ей помочь, если не хотят проблем с уроками в будущем.

1.    Выработать ответственное отношение к учебе. Это как? Не оставлять без внимания плохих оценок, «прорабатывать» с ребенком материалы, которые он не понял, не выучил по небрежности, или пропустил по болезни.

2.    Создать мотивацию. Во-первых, эмоциональную. Радоваться его успехам, хвалить за них. Если этого не хватает, материальную, (тут уж вам решать, в какой форме).

3.    Помогать с конкретными трудностями. У одного ребенка это может быть математика, у другого – языки или физкультура. Поэтому конкретные советы тут давать сложно. Если собственного опыта преодоления проблемы нет, (давалось легко, или же так и не далось), посоветуйтесь с учителями. Они специалисты и знают методику как учить уроки правильно, как объяснить трудную тему так, чтобы ребенок понял. И всегда идут навстречу родителям, которые не равнодушны к учебе детей.

kak-pravilno-uchit-uroki4.    Верить в силы ребенка, передавать ему эту веру. Самые лучшие слова для успешной учебы вашего отпрыска таковы: «ты очень способный, ты все быстро соображаешь и легко запоминаешь». Особенности психики таковы, что если вы говорите это несколько раз (даже если сейчас это и не совсем так), ребенок начинает под это подстраиваться и стараться соответствовать. И если вы говорите «Ты лентяй и тупица!» то происходит то же самоеТак что выбирайте слова, говорите о том, что хотите видеть, а не о том, чего не хотите.

Ребенок, который не умеет правильно учить уроки, будет страдать не от отсутствия конкретных знаний по алгебре или географии (захочет – выучит!), а от комплекса неполноценности: «я не могу!» или «я выгляжу как идиот». А это – серьезная гиря на ногах, согласитесь! Помогите ему не навесить ее на себя, или  снять, если уже успел навесить.

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

 Удачи вам и терпения!

автор блога

Юлия Головкина

Консультации по скайпу (golovkinau). Чтобы договориться о консультации, пишите на электронную почту juliaisland2008@ukr.net

Что еще почитать по этому поводу?

1. Школа, или что я делаю для того, чтобы ребенок не учился

2. Я ненавижу школу, и хочу, чтобы ребенок хорошо учился?

3. Не обрезайте крылья, или как повысить самооценку

4. Без фанатизма — советы психолога родителям школьников

5. Что делать, если ребенок грубит родителям?

Полезная информация? Ваши друзья в социальных сетях тоже хотят ее знать!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *