Нужно ли учить учиться, или как правильно учить уроки?

Ребенок вроде бы занимается, каждый день сидит за книжками, а толку никакого – оценки в дневнике не радуют.  «Как правильно учить уроки?» — вопрос для взрослого человека  вроде бы совершенно простой: внимательно, старательно, вдумчиво, обстоятельно и прочее, прочее. И если дети приносят неудовлетворительные, (с нашей точки зрения), оценки, мы сердимся, обвиняем их и не можем понять, в чем причина.

Дорогие взрослые, задам еще один простой вопрос: нравится ли вам делать то, что вы не умеете делать? Или делать что-то первый раз, встречаясь с собственным неумением? Догадываюсь, какой ответ. Я с вами солидарна, мне тоже не нравится!

kak-pravilno-uchit-uroki

Ребенок боится не справиться

 Однако. часто говорят. что новое дело всегда вызывает интерес. Так и есть, но  перед тем  моментом, когда новое дело станет интересным и увлекательным, всегда есть период неуверенности и страха.

«Вдруг не получится? …Точно, у меня не получится, я пробую уже второй раз и все насмарку!» И, наконец, как приговор: « Я бездарь! Я ни на что не годен, у меня не получается, это стыдно! Лучше бросить сейчас, чем дальше позориться…»

Неуверенность всегда есть в начале нового дела

 И не важно, что это за дело: новое блюдо, которое осваивает домохозяйка, или новая фирма, которую учреждает бизнесмен. Чувства всегда одни и те же. Разница состоит только в том, пройдет ли человек этап неуверенности или застрянет в нем, вложив еще один кирпич в памятник комплексу собственной неполноценности.

Существует прямая зависимость: количество начатых и брошенных дел прямо пропорционально этому гнусному памятнику. Дела стоит доводить до конца,  хотя бы для того, чтобы его не растить.

Как у детей появляется комплекс неполноценности?

 kak-pravilno-uchit-urokiКак все это относится к детям? Еще как относится!

Детство — этот тот период, когда «новости» каждый день. И все время приходится чему-то учиться.

  Причем. я не только школу и уроки имею ввиду. Как правильно держать ложку, одеваться, застегивать пуговицы. складывать игрушки, подметать или пылесосить пол, мыть посуду, забивать гвозди… Список стремится к бесконечности. Если бы взрослые лучше помнили свое детство, они бы с большим состраданием относились к детям, помня о том, как сопротивлялся им материальный мир в их детстве.

История из моего детства

Поведаю одну историю о себе. Мне было пять лет, когда мама решила приобщить меня к вязанию. Это был трудный и скучный для меня урок, я была непоседливым ребенком, а нитка все время путалась и петли соскальзывали. Не получалось правильных и красивых рядков, как у мамы. Я чувствовала себя полной неумёхой, ведь  у мамы это выходило так ловко! Мои вздохи и умоляющие взгляды наконец сделали свое дело: мама прекратила урок и отпустила меня гулять. Я надеялась, что с вязанием в моей жизни покончено навсегда. Однако, отныне каждый день этому приходилось уделять какое-то внимание: «Пришло время провязать еще рядочек!» — говорила мама. Я куксилась, ныла, но делала. И когда-то все-таки настал тот момент,  когда нитки и спицы перестали быть для меня наказанием, а стали удовольствием.

   Негативные выводы о себе остаются с ребенком надолго

Да, ребенок делает выводы из своих действий, и если у него много неудач, или его часто критикуют и оценивают его негативно, он это запоминает. Из этого впоследствии строится его самооценка. Хорошие выводы о себе тоже запоминаются!

Я благодарна своей маме, она не позволила мне в тот раз ( и потом не позволяла!), застрять в этом негативном выводе : «у меня не получится!». Впоследствии мне много раз, (как и любому человеку), приходилось учиться чему-нибудь новому, и с каждым разом это давалось все легче, потому что свою неуверенность и страх неудачи я знаю, как необходимый этап нового — первый сложный период инерции, которую нужно преодолевать усилием воли или мечтой о цели.

Важный вывод № 1

  • правильно будет помочь ребенку, если он что-то делает первый раз и похвалить его.

kak-pravilno-uchit-uroki   А теперь расскажу о своем ребенке. Мой сын (11 лет, наличие буйных подростковых программ  регистрируется с первого взгляда), швыряет в угол книгу по литературе и вопит: «Не буду я учить этот тупой стих!»

   Я пытаюсь выяснить, что же вызвало столь бурную эмоциональную реакцию. Оказывается, стих длинный и сдавать его нужно завтра. Оназалось, что задали его неделю назад, а учить он, конечно начал только накануне.

«Ясно» — говорю я и понимаю, что времени было достаточно, и что он это тоже понимает, но взялся за стих он только сегодня и теперь в ужасе от количества слов, которое он не в силах запомнить. А самое главное – он просто не знает, как правильно учить уроки, а точнее, не умеет учить стихи.

Если учительница и рассказывала, как это делается, он пропустил все мимо ушей. А я до сих пор как-то не обращала внимания на этот аспект. Я-то в свое время училась на отлично, помощь мне требовалась редко, а контроль – вообще никогда. И по инерции не слишком обращала внимания на учебу своих детей. Сделала ошибку.

   Вернемся к ситуации: сначала я успокоила сына, сказав, что обычно стих не спрашивают сразу у всего класса. Значит, можно подойти к учительнице и попросить, чтобы спросили на следующий раз.  Таким образом, был снят эмоциональный накал от страха не успеть. Потом предложила просто прочесть стихотворение несколько раз вслух, не стараясь запоминать. Потом – учить по  одному куплету. А уж потом рассказывать, подглядывая в книжку.

  — Завтра ты будешь знать его наполовину. Еще прочтешь пару раз на ночь послезавтра, и запомнишь весь.

  — Почему так?

  — Таковы свойства памяти. И если ты специально не тренировался, (как шпионы, которые текст могут запоминать с первого взгляда),  то лучше всего учить, просто проглядывая несколько раз в день. Само откладывается, времени и усилий требуется немного.

   Больше проблем с запоминанием стихотворений, слов и текстов по иностранному у него не было!

Важный вывод № 2

  • Если что-то не получается, поддержать, объяснить причины.

Итак, что же такое «научить учиться»? Именно этим занимается младшая школа, а родители должны ей помочь, если не хотят проблем с уроками в будущем.

Важный вывод № 3

  • научить учиться.

Как научить ребенка учиться?

1.    Выработать ответственное отношение к учебе.

Это как? Не оставлять без внимания плохих оценок, «прорабатывать» с ребенком материалы, которые он не понял, не выучил по небрежности, или пропустил по болезни.

Правильно учить уроки — это «не запускать», когда новый материал наползает на старый и ребенок тонет под этим снежным комом, который все растет и растер.

2.    Создать мотивацию.

Радоваться его успехам, хвалить за них. Это эмоциональная мотивация. Если этого не хватает, бывает и материальная мотивация (тут уж вам решать, в какой форме).

3.    Помогать с конкретными трудностями.

У одного ребенка это может быть математика, у другого – языки или физкультура. Поэтому конкретные советы тут давать сложно. Для каджого урока есть своя  методика. Если вы ее не знаете, посоветуйтесь с учителями. Они специалисты и знают методику как учить уроки правильно, как объяснить трудную тему так, чтобы ребенок понял. И всегда идут навстречу родителям, которые не равнодушны к учебе детей.

kak-pravilno-uchit-uroki4.    Верить в силы ребенка, передавать ему эту веру.

Самые лучшие слова для успешной учебы вашего отпрыска таковы: «ты очень способный, ты все быстро соображаешь и легко запоминаешь». Особенности психики таковы, что если вы говорите это несколько раз (даже если сейчас это и не совсем так), ребенок начинает под это подстраиваться и стараться соответствовать.

И если вы говорите «Ты лентяй и тупица!» то происходит то же самоеТак что выбирайте слова, говорите о том, что хотите видеть, а не о том, чего не хотите.

Ребенок, который не умеет правильно учить уроки, будет страдать не от отсутствия конкретных знаний по алгебре или географии (захочет – выучит!), а от комплекса неполноценности: «я не могу!» или «я выгляжу как идиот». А это – серьезная гиря на ногах, согласитесь! Помогите ему не навесить ее на себя, или  снять, если она уже есть.

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

 Удачи вам и терпения!

автор блога

Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  • почта juliaisland2008@ukr.net
  • скайп  golovkinau
  • телефоны 380952097692; 380677598976
  • Viber 380952097692

Что еще почитать по этому поводу?

1. Школа, или что я делаю для того, чтобы ребенок не учился

2. Я ненавижу школу, и хочу, чтобы ребенок хорошо учился?

3. Не обрезайте крылья, или как повысить самооценку

4. Без фанатизма — советы психолога родителям школьников

5. Что делать, если ребенок грубит родителям?

Полезная информация? Ваши друзья в социальных сетях тоже хотят ее знать!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *