fbpx

Каппадокия — 4 дня кайфа

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Путешествие в Каппадокию длилось 4 дня.

Когда я принимала решение ехать ли, мне казалось что 4 дня маловато. Однако впечатления оказались такими яркими и плотными, так много всего произошло и по содержанию и по движению, что по итогу я осталась не просто довольна, а в восторге.

Так что, следуя призыву своего внутреннего Провокатора. я в очередной раз убедилась: лучше сделать и посмотреть, что получится, чем не сделать и остаться в своей привычной зоне комфорта. Там хорошо, тепло и уютно. И в нее нужно периодически возвращаться. Но Настоящая ЖИЗНЬ происходит там, где нужно напрягаться, пребывать в неизвестности, иногда в растерянности, иногда мерзнуть и сильно уставать. То есть сталкиваться с тем, что в народе называется «мне некомфортно». Чудеса происходят на границе зоны комфорта. В ней самой их нет. И только чудеса нас расширяют.

С границы и начнем: с нормальной, физической границы между странами.

Мои дорожные приключения достойны того, чтобы их описывать.
Когда я делюсь этим, то обычно выгляжу как дура.

Описываю по двум причинам: чтоб сбить с себя спесь. Дескать, не такая уж умная. Это раз.
И для того чтобы кто-то, прочитав мои путевые заметки, не вёл себя как дура или как дурак.

Любое путешествие у меня начинается с куража. Это первый этап. Волнение и азарт. Ура, едем!!! Сборы и согласования, попытки предусмотреть мелочи.

Второй и этап — я тревожусь: как оно там все будет? И переживаю события, переходя от тревоги к радости и вновь совершаю цикл за циклом.

Третий — привыкаю и наслаждаюсь.

Такой вот порядок, иногда этапы меняются и перемешиваются. Ну, жизнь непредсказуема, вы же в курсе.

Дорога туда

В это раз путешествие началось с того, что я потеряла паспорт в Турции. На границе.
Звучит стрёмно, но все кончилось хорошо и быстро, минут за 5. Хотя и колотнуло не по детски.

Я вовремя спохватилась после досмотра в аэропорту: куртка вот, кроссовки вот, ремень вот, телефон вот… а ПАСПОРТ где?

Поняла, что положила его в ящик с курткой и не забрала.
Принялась метаться среди равнодушных таможенников «паспорт, паспорт?!!». Моя подруга добавила в это блюдо остроты: «только бы его никто не забрал…» Я тут же прокрутила в голове сценарий невероятных неприятностей, вернее, он сам прокрутился, без моей сознательной команды. И… я отменила это. Как? Просто сказав себе: «ОТМЕНЯЮ!» И принялась решать проблему.

Мои хаотические движения длились несколько минут, и таможенник гаркнул: «Джулия!!!», держа в руке мой паспорт, который завалился сквозь решётку, по которой ехали коробки на досмотр.
Мораль: не кладите документы в коробку. Держите их в руках. Точка.

И вообще: внимание — наше всё! Когда я путешествую одна, я внимательна, хотя и напряжена. А в группе — расслаблена , что обо мне позаботятся. В этом причина. А свою ответственность нельзя никому делегировать в таких важных моментах.

Возможно вы так и делаете, тогда вы молодец. А если вы путешествуете нечасто и вас некому проинструктировать, запомните это, зарубите на носу и всех видных местах: документы при себе.
Лучше для этого иметь маленькую сумочку на шее. Вынули-вложили, вынули-вложили. В аэропорту это популярное действие.

Моя дорога была такая Кропивницкмй-Харьков (поезд)
Харьков-Стамбул (самолёт)
Стамбул -Кайшери (самолёт)
Кайшери-Гьориме (микроавтобус)

Я выехала в 3.35 ночи, доехала до кровати в турецком отеле в 01.30. И суток не прошло!

Наша группа базировалась в поселке Гьориме, в небольшом аутентичном отеле. Отели в Каппадокии — отдельная тема. Их иногда делают прямо в старинных пещерах, то есть можно жить в середине горы и пользоваться всеми благами цивилизации. Только света маловато, прям как в старину. И, говорят, сыро, особенно в это время года (начало весны). Летом это, наверное, достоинство. А сейчас хотелось Солнца.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Это наш отель. Утренняя прогулка окрестностями в самом начале поездки. Все еще спят, мы с подругой гуляем

Наш отель — средний вариант — наполовину вписан в рельеф, наполовину выстроен над ним. Утром, едва проснувшись, мы с подругой пошли прогуляться — сразу рядом с отелем начиналась горная дорога и непривычного вида горы-конусы обступили ее как растущие из земли шлемы гигантских рыцарей.

А между ними — мирно распаханные клочки земли с фруктовыми деревьями. И крутые тропинки, и пещеры с закрытыми решетками иди деревянными дверьми входами. Будят воображение — что там?

День первый

В первый день мы ходили, и ходили, и ходили. Скандинавской ходьбой, с палками. Так намного удобнее, и грузятся не только ноги, но и руки, плечи, лёгкие раскрываются, грудь качается, в общем полно польз.
Есть такие надежды, что после таких 4-дневных упражнений трусы будут на размер меньше, а лифчик на размер больше 🙂

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Маленькая черная точка на горе — наш турецкий гид. Он забегал вперед. чтоб сфотографировать группу и показать дорогу

Вокруг — мама дорогая! Горы таких причудливых форм, словно 3-хлетка, мало что знающий о реальности, рисовал свой сон.

Когда-то миллион лет тут было море, в нем начал извергаться вулкан, потом море высохло, ветры и дожди обточили мягкую породу, создав горы фантастических форм. Фотки не передают, конечно, но все хватаются за телефоны после очередного «Ах!» в тщетном желании сохранить впечатление.

Группа наша маленькая, человек 10.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
У нас есть наши гиды и турецкий. Турецкий показывает нам дорогу, забегает вперёд и снимает. Тут полно тропок, можно заблудиться, а людей ещё не очень много. Сезон в самом начале. Тропинка то ныряет в ущелье, то выходит на смотровую площадку, относительно тепло и солнечно.

Часов в 12 турецкий гид предлагает ехать на обед, но мы ещё не устали и не проголодались.
И тогда он повел нас по очередному кругу — то ли по заброшенной дороге, то ли по руслу реки — сквозь тоннели и естественные арки причудливых форм.

Люди тут жили испокон веков, в горах прорублены пещеры, причем довольно высоко. Может, они поднимались по лестница снаружи, а может изнутри прорублены тоннели со ступенями. Я пока не поняла, но дала себе слово изучить этот вопрос, когда доберусь до интернета. Забегая вперед, скажу, что это случилось уже только дома, программа супернасыщенная.

В крошечных долинках между горами обработанные поля с виноградниками.
Непонятно, как эти горы называть — по размеру как скалы, но точно не скалы. Они круглые по форме, и мягкие. Ну не настолько мягкие как глина, конечно.
Это такая порода — туф. Он мягкий, как для камня, так что легко поддаётся обработке.
В нем — пещеры, из него — дома.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Виноградники в маленьких долинах между горами. Вокруг — изрытые пещерами горы

По цвету он вообще странный, непривычный для нашего взгляда: бежевый, розовый, зеленоватый. На солнце чудесные пастельные оттенки пейзажа. Когда небо темное, грозовое — ещё красивее.

Вечером погода испортилась, стало очень холодно, прям совсем холодно! Мы натянули свитера под куртки, обмотались шарфами и поехали в Долину Привидений. Тут все скалы (ну не похожи они на скалы!) разные, причудливые, не плоские, а вырастающие ввысь округлые столбы, как будто воск застыл. Гигантский серый воск. Побродив около часу, вернулись в отель. Там можно было и весь день провести, но холод загнал в автобус.Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Любование закатом отметились. Говорят, очень красивый вид на Долину Любви. Там горы бежево-розовые, и на фоне заката вообще невиданных оттенков зрелище. Мы это позже увидели и даже побродили.

На следующий день у нас планировался полет на воздушном шаре. Как это было, завтра расскажу.

Р.S. Эти заметки я писала вечером в отеле и публиковала в Фейсбук. Знала по опыту, что описывать нужно сразу, потом впечатления не такие яркие, многие подробности забываются.  Спустя месяца 2 перенесла на сайт

День второй

Шо серьёзно?!
Мы тут неделю как минимум!!! (это был мой внутренний голос).

Утром 8 марта мы встаём в 5 утра, у нас гвоздь программы — полет на воздушном шаре. Автобус долго собирал туристов по отелям, а потом мы больше часа ждали, будет ли погода. Разрешение на полет выдаёт местная метеослужба.

…и она его не выдала! Мы, печальные и сонные, ехали назад, и перед нами — машины с погруженными на них, собранными шарами. Может, повезёт завтра. Или послезавтра.

Дальше, после завтрака мы поехали в Каймаклы — пещерный город.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Эти коридоры сделаны так, что невысокий человек как раз макушкой упирается в свод перехода. В «залах» повыше. «Квартиры» переходят в загоны для скота, в подземные церкви, хранилища. Лабиринт

Ну, я вам скажу, жили люди! 8 этажей подземного каменного муравейника.
Одновременно там могло жить около 1000 человек. Или больше. И ещё скот. Который обитал там же, с ними, когда нападали враги. В одной квартире, так сказать.

Жители запасались водой, едой. И пережидали. Враги нападали часто.
Практически эта местность жила в состоянии перманентный войны. Если это знать, то понятно, зачем зарываться в норы, как муравьи. И жить в таких условиях, что по коридорам нужно идти глубоко согнувшись.

Потом мы подъехали к озеру Нар. Оно образовалось от падения метеорита. Глубина, как говорят около 70 метров. Конечно, проверить шанса не было :). Даже подойти к воде. Полюбовались со смотровой площадки сверху. А самолета  видно, что оно имеет форму сердца. Так что это туристическое место, где признаются в любви и всякое такое романтическое. Сувениры соответствующего содержания.

Каньон реки Ихлара. Красота и милота неимоверная. Сверху холодно и пронизывающий ветер, внизу — рай. Солнце светит, вода журчит.
Раньше тут жили около 80 тысяч человек, немыслимое количество для тех времен! Мегаполис. И там было 100 церквей.
Сто, Карл!!!

Пещерная церковь в долине Ихлара

Ну да, народ был религиозный, да и интернета не было, а все на прямой связи с Господом. Без вай-фая. Церковь, это типа, где лучше связь с Всевышним ловит.

Каньон 16 км длиной, конечно мы прошли лишь часть. Наверное 4-ю, может 3-ю.
Река прозрачная, звонкая, манила. Не было сил удержаться.
Ну я и не удержалась, попросила гида турка отвернуться и радостно в нее залезла.
Как всегда, не изменяю себе — купаюсь в каждом водоеме.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Там бы погулять целый день! Невероятные виды и благодать. Но наш турецкий гид то и дело кричит «Давай, давай!», громко намекая, что впереди большая программа.
По-русски кроме этого он ничего не знает, общается с нашими организаторами на английском. Я ловлю себя на том, что тоже начинаю понимать английский. Это на меня наверное здешний климат так действует 🙂

Рыбный ресторанчик в конце пути порадовал форелью и турецким колоритом. Столы прямо над водой — на плотах.
Кот доедал за нами.

Дальше по программе было соленое озеро Туз. Ехали мы туда 2 часа, и почти все время спали. А водители (их было двое), безостановочно болтали. Девчонки шутили, что они пересказывают друг другу турецкие сериалы. «Серия 29 пошла….» Назад так же. И темы не кончались!

Озеро соленое, там добывают соль. И красивый закат. Ради заката мы и приехали. И можно походить по воде, зайти далеко и все по щиколотку. Издали реально кажется, что человек топает по воде аки Христос.

Воду, конечно, не подогрели 🙂, так что прогуляться по водам решились не все. Только самые фанатичные по редким фоткам. И те, кому по барабану холодная вода. Типа, как я.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Закат на соленом озере. Многие группы приезжают туда ради невероятного вида.

Дно покрыто коркой соли, как на Мертвом море.

Все ещё 8 марта. Время в путешествиях течёт иначе.

На обратной дороге гид спровоцировал восточные танцы в автобусе. Обещал завтра продолжение в Долине любви. Мастер класс.
Он вообще не худенький, но двигается удивительно пластично.
И розочки нам подарили, 8 марта же.
Завтра опять попробуем взлететь. Значит опять вставать в 4 утра.

День третий

Сегодня мне в медитации пришла метафора этого путешествия. Сначала про медитацию, потом про метафору.

Если вы думаете, что наша медитация — это сидеть и постигать нирвану, это не наша медитация. Наша — херячить по горам с палками, восторгаясь окружающим миром.
Метафора такая: в этом путешествии челюсть у меня отвисла в первый день и мне её некогда подобрать.

Теперь про шары. Чудо свершилось, мы взлетели!
Причём, наблюдали процесс с самого начала — как они надуваются, а вокруг ещё темень. Как в них, как из пасти дракона плюют огнём, разогревая гелий.
Как вокруг медленно светлеет и становится видно, что вокруг они выросли как грибы разного цвета.

Технически полет происходит так: каждый шар поднимает корзину, в которую помещается 20 человек, не считая «летчиков». Лётчики располагаются посередине корзины, а пассажиры-отважные-воздухоплаватели по бокам.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Взлетает мягко и нежно. «Летчики» (не не знаю, как их назвать иначе!) управляют шаром с помощью 4-комфорной горелки, которая плюется огнём внутрь шара. Звучит страшно, на самом деле весело и тихо.

Невероятная благодать и тишина. Рассвет. Вокруг шары. Штук 150, все разноцветные. В корзинах охреневшие туристы. Внизу причудливые ландшафты. Психодел.

Нет, ребята, честно, я об этом и не мечтала никогда! Вот бывает же такое — не мечтаешь, а сбывается! Это как по мне еще лучше, чем мечтаешь и сбывается.

Что ещё важно знать про полет на шаре, если вдруг с вами это случится?
Одевайтесь тепло. Наприте на себя все, что есть. Куртки две, штанов трое, носков 5 на одну ногу, и 5 на вторую и сверху тёплые кроссовки. Особенно если это в межсезонье, как у нас.
А лучше — плюс к этому возьмите из отеля одеяло и термос с чаем. Потом напишете мне письмо с благодарностью.

Про термос я подумала, а вот про одеяло мне уже в воздухе пришло в медитации.
Кстати, нам повезло — мы летали дольше других. Почти самые первые взлетели и почти последние сели.

Наши воздухолетчики чуть промахнулись, или ветер подул, но мы пролетели в метре от горы и снова пошли на взлет, чтоб выбрать другое удобное посадочное место.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Перед полётом нас предупредили, что если что, нужно цепляться за внутренние рукоятки из канатов и упираться задницей в корзину. Но «если что» не случилось. Шар сел прямо в свой прицеп на машине, они все так делают, если не случится «если что».

Ну, не знаю, что может сравнится с шаром, но и после этого у нас были две офигительные прогулки по каньонам. И одна спонтанная по городу.

Про все три вряд ли что-то можно написать кроме того, что мы все время ржали. Очень устали и впечатлились. Уже нет сил вслух восхищаться, только отвисшая челюсть сигнализирует про эмоции.

Первая была долина, названия которой я забыла. Около 5 км. Куча пещер и естественных арок. То, что мы видели в первый день было даже не цветочками — бутончиками.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Формы скал так причудивы, что кажется какой-то добрый Бог дал своему ребёнку, тоже Богу, всю власть над материей и позволил творить все, что тот захочет. И дитя Бога со всей детско-божественной фантазией творило разные формы разных цветов. Лепило пасочки, грибочки, пироженки. Гигантских размеров.

А потом пришли люди и сделали в этом великолении пещеры-дома.

Вторая долина была долина Любви. Так её называют. Если идти, как шли мы, то это очень экстремальный путь в начале, честно. Опасный путь в любовь 🙂. Символично, однако!

Высоко и круто, тропинка под углом и часто с сыпучкой. Без палок там точно не пройти.
Можно и проще — если заехать с другой стороны на машине. Но проще это точно не лучше. Ну, не в этом случае!

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Так выглядит Долина Любви в самом конце. Именно сюда привозят туристов. А мы шли по ней часа 3, почти с самого начала

Вечер опять закончился танцами. Мы зашли в бедуинскую кафешку. Уже вечерело и мы замёрзли. Нас пригласили в дом и напоили чаем. И наш гид устроил мастер-класс по танцам.

Жизнь удалась.
И сегодня она так удалась, что я не припомню дня лучше.

День четвертый

Даже если я вам уже надоела со своей Каппадокией, я все равно буду продолжать, меня прет.

Утро началось с наблюдения за шарами. Можно было остаться в номере, обязаловки не было. И я, когда проснулась в 5.45 сначала решила никуда не идти а поспать часиков эдак до 9.

Эти пораженческие настроения прошли быстро. Тем более, оказалось, что ехать никуда не нужно, можно просто подняться на соседнюю террасу и оттуда отлично все видно.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

С утра у нас был трекинг в Красную долину. Наверное, у всех этих долин есть какие-то аутентичные названия. Но для удобства их называют или по цвету  или по форме скал. Как, например Долину Любви. Там горы напоминают гигантские фаллосы.

Нужно сказать, что тут, в Каппадокии много развлечений для туристов — не только шары и пешие прогулки. Можно покататься на лошадях, можно на квадроциклах. Мы тут видели и одиноких путешественников, приехавших сюда без группы. И велотуристов. Но нам пока хватало наших хождений с палками. Как по мне — отличный план! Пешие путешествия отличаются от более быстрых тем, что внимания на подробности больше, и больше грузится тело. Как по мне это огромный плюс.

После обеда мы поехали на мастер-класс по гончарству. Хозяин завода и прилегающего к нему магазина создал на наших глазах красивый горшок с крышечкой. Невероятно изящный по форме.

Наблюдая как мастер работает, я улетела. Руки его словно танцевали над тем горшком. Так, словно любовью с ним занимались. А может, оно так и было, потому что то, как он работал, это точно про любовь.

А потом мы все могли попробовать повторить, кто хочет.
Я пошла второй. В гордой уверенности, что уж как слеплю я горшок! Совершенный по форме и глубокий по содержанию.
У первой девочки получилось довольно легко. Правда, за неё пол работы сделал подмастерье Крутил круг, делал заготовку, и потом помогал в процессе. Мне тоже помогал, вернее пытался.

Когда я туда села, то все ждала, когда он наконец отстанет и даст мне творить. И это была моя грубая ошибка.
Сначала получилась какая-то сюрреалистическая скульптура. Ей бы подошло скромное название «Взрыв мозга». Потом из этого я кое-как, ойкая и хохоча, слепила несуразное блюдце, и подмастерье радостно от меня избавился.

Теперь на все глиняные горшки, а тем более вазы, я смотрю с большим уважением. Нет, серьёзно.

Магазин с керамикой — ну просто словами не передать! Поэтому смотрите фото.
Там все очень дорого, поэтому мы в основном ходили и щелкали зубами.
Наш турецкий гид Нейджи наверное так нас пожалел, что завез в придорожную сувенирную лавку и каждой подарил по блюдцу. Просто от себя.

Он вообще про нас все время очень заботился, и наверное не понимал, что это за сумасшедшие бабы. Вместо того, чтобы ездить в машине, которая всегда к их услугам, бегают с палками по горам. У него большое расширение сознания.

Он, кстати, вчера вечером привез мне телефон, который у меня выпал из кармана в машине. Вернулся почти от своего дома.
Тут вечером, не знаю, правда, во сколько, начинается запрет на переезды между посёлками. Карантин. Так что он из-за моего телефона вернее, моей раззявистости, попал на штраф.

Я, когда в номере обнаружила, что его нет… ну вы сами понимаете, что такое потерять телефон с мильоном фоток в конце яркой поездки. Так что моей благодарности просто не было границ. Если едете в путешествие с гидом, выбирайте правильного гида! Или доверьте своему бессознательному (т.е. интуиции) выбрать. Мое бессознательное не подкачало.

Последний день, кроме утренней прогулки в 6 км, был относительно спокойный. Из важного — гончарная мастерская, ну, об этом уже было.

И ещё я узнала у нашего украинского гида что по-турецки стакан это — «бардак».
Много стаканов — много бардака. Турки наверное поэтому мусульмане и пьют чай и кофе с чашек. Чтоб бардака было меньше.

И вообще, несмотря на то, что они — очень эмоциональный народ, тут как-то спокойно и уютно.
Конечно, я знаю: «не путайте туризм с эмиграцией», но красота в глазах смотрящего, попробуйте со мной поспорить. Не надо. Переспорю.

Потом был чай рядом с крепостью. Я всю поездку хотела оказаться к ней ближе, она меня завораживала своей невероятной высотой и монументальностью. Опять психодел.
Мы все время проезжали рядом, и программа насыщенная, нет уже сил ни у ног, ни у лимбического мозга . И я уже смирилась с тем, что рядом я не побуду, как… О, Чудо!

Kappadokiya-4-dnya-kayfa
Это крепость и прилегающий к ней город. С каждой стороны она выглядит по-разному.

В Каппадокии местность скорее ровная, долины с красивыми скалами как бы утоплены вглубь земли. А эта огромная скала выдается как огромный нос на плоском лице :).  И внутри он как губка — весь изрыт тоннелями. Наверное, эта крепость была абсолютно неприступна в те времена, когда люди воевали копьями и стрелами. Один недостаток — воды внутри скалы нет, и еды можно было взять ограниченное количество. Так что то, что нельзя победить штурмом, можно взять измором.

Наш гид решил угостить нас чаем (расширили его сознание, и это благодарность, видать — блюдца, чай…).
Не хочется думать, что он всех туристок так любит. Хочется думать, что он верен своему временному гарему. Хоть и сумасшедшему 🙂

Крепость, или замок, по-разному называют, имя ему — УЧХИСАР.
Термитник, изрытый ходами. Подземный город, только вверх.
Не могу передать. Редко у меня не хватает слов, сейчас именно так.
Мурашки по коже. Моя Душа вспоминает что-то, я точно тут была когда-то в незапамятные времена.
Стояла, втыкала, чуть не плакала.

Умилили горшки на деревьях. Мудро как! Если некий гуманоид хочет написать где-то, что он тут был, не нужно карябать древние стены — вот тебе горшок!
(Горшки, вы же помните, я вас отныне очень уважаю…)
У нас последний вечер, завтра домой.

Kappadokiya-4-dnya-kayfa

Я люблю так прощаться, чтобы не тосковать и не жалеть. Так бывает, когда все ПРОИЗОШЛО и все было хорошо и правильно.
Это всех прощаний касается — со страной или с человеком.