Как воспитать ребенка правильно, чтобы предотвратить подростковый кризис

Это возможно? Да, представьте. И написать эту статью меня вдохновило большое количество читателей, которых интересует именно эта тема. Как воспитать ребенка правильно, чтобы предотвратить подростковый бунт, задумываются мудрые родители, как научиться любить, не балуя и не ограничивая его чересчур? К каким авторитетам обращаться – свой опыт поможет, у друзей спрашивать или книги читать по педагогике? Кому верить в этом вопросе, таком важном для семьи?

Стратегия первая — копирование

Если ваше детство было идеальным, (если честно, то таких людей я не видела), или хотя бы нормальным, то можно повторить опыт воспитания, но уже как мать или отец.

Стратегия вторая – антисценарий

Если ваше собственное детство вам не очень нравится, то вы со своим ребенком стараетесь

поступать противоположным образом:

  • позволяете своему ему то, что запрещали вам и
  • запрещаете то, что вам позволяли.

Вам кажется, что все получится наилучшим образом, но увы… всякая противоположность далека от идеала. И ваш ребенок может упрекнуть вас в недостатке внимания, если вы искренне хотели давать ему свободу и позволять решать… а он мог быть еще совершенно не готов к решениям и нуждался в поддержке.  Или наоборот, воспитывая его, вы решали за него «подстилали соломку», а он хотел ломиться напролом и получать шишки, он был готов встретить Мир лицом к лицу, а тут вы, как щит между Миром и ним… Досада… облом…kak-vospityvat-rebenka-pravilno

 Обе  тактики  несовершенны  по следующим причинам

  1. Люди не всегда хорошо помнят свое детство. Или помнят его с определенного возраста.То есть, как воспитывать младенца собственные воспоминания не подскажут.
  2. В более старшем возрасте у людей обычно много забытого, вытесненного, особенно если в детстве счастья недоставало.

А ведь некоторые поступки вашего ребенка требуют немедленного вмешательства и быстрого реагирования, и у родителей нет возможности долго рефлексировать в воспоминаниях об аналогичных ситуациях в своем прошлом.

А если родитель дает  ребенку  то, чего не дали ему?

Любящие  родители, которые заботятся о том, как воспитать ребенка правильно,  руководствуются другим принципом: делают  для своих детей то, чего хотели бы для себя.

  Но… опять-таки может получиться нескладушка. Потому что существует разница темпераментов и прочих показателей, очень важных. Спортивный папаша-экстримал может изо всех сил тащить свою нежную тендитную дочь в окунуться прорубь или прыгнуть в с парашютом, а ей это совсем не мурчит.

Задача родителей – понять потребности ребенка

…причем еще до того, как он начнет говорить. Как это сделать? Давайте сначала определим цель воспитания.

Чего вы хотите для своего ребенка?

  • чтобы он повторил вашу судьбу? (сценарий)
  • чтобы он ни в коем случае ее не повторил? (антисценарий).

И в том и другом случае вы его ограничиваете, привязываясь к своим собственным воспоминаниям, характеру, темпераменту.

Но когда вы всерьез размышляете о том, как воспитывать ребенка правильно, есть другой подход: думать не о себе, а о ребенке. И ориентироваться на НЕГО, на ЕГО счастье. Тогда цель воспитания может быть такой: воспитать его так, чтобы он мог быть счастливым человеком.

Счастье… что это?

Вопрос о счастье ребенка тут краеугольный. И стоит, конечно, отдельной статьи на тему «что такое счастье?». Я предлагаю следующую формулировку: счастливый человек это РЕАЛИЗОВАННЫЙ человек. Тот, кто в состоянии дать себе самому все, чего захочет.

Себе! Сам! Не вам, родителям, не своему будущему окружению, СЕБЕ! И нужно учитывать то, что его желания и цели будут меняться в течение жизни несколько раз, и он всегда должен будет способен их воплотить в жизнь. Он сам для себя должен стать волшебником, Богом, исполняющим СВОИ желания.

 Учиться  тому, как любить своих детей, и как правильно  воспитывать своего ребенка  предлагаю у животных. У этих существ нет конфликта поколений и подростковых бунтов тоже не бывает.

1 стадия – младенчество

Как правильно любить ребенка-младенца? Это – воссоздавать матку, в которой он был любим и питаем матерью, которая для него была Вселенной. Для того, чтобы переход в отдельное, автономное существование не был  слишком резким, а значит —  не травматичным.

kak-vospityvat-rebenka-pravilno Как это сделать? Побольше держать ребенка на руках, кормить грудью подольше. Так он чувствует себя в безопасности, чувствует себя любимым, нужным и опекаемым.

Посмотрим на кошку, которая родила котят (остальные млекопитающие ведут себя примерно так же). Она почти все время находится рядом с ними, она не имеет никакого  представления о кормлении по часам. Котята сосут ее, когда проголодаются. И она всегда рядом с ними. Отлучается только чтобы поесть (поохотиться). И это очень правильно – они чувствуют биение материнского сердца рядом  с собой, как во время своего пребывания в утробе.

kak-vospityvat-rebenka-pravilnoВ этот период – ПРИСУТСТВИЕ – это любовь. Забота абсолютна. Жизнь родителей (по крайней мере – мамы),  полностью подчинена младенцу. Кошка не задумывается, как воспитывать котят правильно – она следует инстинкту, и человеческим  мамам нужно делать то же самое.

2 стадия – детство

Ребенок понемногу слазит рук и начинает передвигаться самостоятельно —  исследовать мир.  Какова роль родителей в этот период? Как правильно поступать, чтобы не навредить? Это – быть рядом, следовать за ребенком и возвращать его в безопасность, если он оторвался и ушел (уполз), играя, слишком далеко. Задача мамы или папы  (няни)– быть в пределах досягаемости. Это – лучшее воспитание в этот период.kak-vospityvat-rebenka-pravilno

Наблюдаем дальше — котята вылезают из коробки, хаотично расползаются, кошка их находит, берет за шкирку и возвращает на место. Они маленькие, нежные, на них могут наступить, они могут откуда-то свалиться. А тельце еще нежное, скелет из хрящей, амортизировать не могут удары судьбы. Еще нужна мама рядом, но свободы уже хочется, инстинкт!

kak-vospityvat-rebenka-pravilno

Свобода нужна для всех живых существ

Ребенку (по этому принципу), нужна свобода передвижения в безопасном пространстве (дом, детская) и бдительное внимание в пространстве непривычном (улица, чужой дом). И мама должна быть всегда в пределах видимости. 2-хлетний (полгода туда-сюда) малыш играет и время от времени прибегает уткнуться в материнские колени или вскарабкаться на них, прижаться, и вновь почувствовать себя  дома. Этот этап продолжается долго, пока ребенок не научится быть самостоятельным.

И раннее детство переходит в ДЕТСТВО.  Ситуация меняется в зависимости от степени свободы, которую он готов взять (освоить) исходя из возраста и личных способностей. Задача родителей эту свободу ДАТЬ. Не большую и не меньшую, а ту, которая ему нужна сейчас. На это стадии вопрос как воспитать ребенка правильно – это вопрос свободы, которую родители готовы ему предоставить.kak-vospityvat-rebenka-pravilno

Тревожные родители портят будущее детей

Чем? Лишними запретами и ограничениями, которые нужны НЕ детям для их безопасности (хотя родители так думают), а для их, родительского спокойствия. Потому что дать свободу и прийти на помощь в нужный момент, это – МОРОКА, на это нужно много усилий и внимания. Они считают правильным  и куда  более простым методом воспитания – запретить ребенку то, что он хочет. Однако, если хорошо подумать, то получится что родители  думают не о пользе детей, а о том, чтобы лишний раз не беспокоиться.  

Это стадия, когда задача родителей еще и НАУЧИТЬ

Вновь вспоминаем кошку (или собаку, если вам это ближе).  Мать учит играть и охотиться. Два в одном: играют и учатся охотиться одновременно, и так происходит воспитание, которое малышей не напрягает. Наблюдая за животными, можно легко понять, как научиться любить своих детей.kak-vospityvat-rebenka-pravilno

Для ребенка игра и деятельность рядом со взрослыми – подготовка к жизни, приобретение тех навыков, которые потом пригодятся в жизни. Но для родителей это тоже МОРОКА! Потому что гораздо легче за ребенком убрать игрушки, чем научить его делать это с удовольствием и регулярно. Или, если проводить аналогию с охотой – легче  приготовить ему кашу  и заставить съесть, чем приготовить еду вместе с ним, и показать 5-ти летнему малышу, как это делается.

3-я стадия – автономия

Итак, он автономен, самостоятелен. Вернее, ОН в этом уверен. Он (она) – это подросток, который самонадеян настолько, что думает, что обойдется без родителей. Поэтому он дерзит и не признает их авторитет.

kak-vospityvat-rebenka-pravilnoПо поводу возраста, когда «приходит это счастье», все очень индивидуально. Протестный период может начаться и в 5 лет. Это зависит и от индивидуальных особенностей, а еще больше – от воспитания. Если вы его регулярно «строили», то он или ломается, или начинает сопротивляться. Чем больше у него жизненной силы, тем тяжелее ломать, и тем разрушительней будет его протест против родительского контроля.

Основной вопрос, который задают себе внимательные родители, когда они не знают, что делать, это опять тот же самый: «Как я хотел бы, чтобы поступали в этом случае со мной?» Штука еще и в том, чтобы услышать свой ЧЕСТНЫЙ ответ: не так как НАДО «для моего будущего», а как действительно хочется тому внутреннему ребенку, который живет в каждом.

Навык внутренних диалогов – штука тонкая. Если человек этого никогда не делал, еще вопрос, чей голос он услышит, и поверит ли ему. Поэтому – опять учимся у животных!

Возвращаемся к кошке

Кошка в этот  период УЧИТ котят, а потом отпускает. Не просто отпускает, а отгоняет от себя подросших детенышей, почти насильно отправляет их в самостоятельную жизнь. И если малыш не очень-то стремится к этому, и по-прежнему пытается подлезть и  полакомиться из материнской сиськи или миски, кошка его бьет, кусает, отгоняя от своей еды, пока не насытится сама. Таким образом,  инфантильность у животных не формируется, благодаря их естественному поведению.

Как у людей формируется инфантильность?

А мы люди? Мы зачастую, оставляя для своих детей лучший кусок уже в ИХ зрелом возрасте, оказываем им медвежью услугу. Они до старости остаются «котятами», которые нуждаются в родителях и в правильном воспитании… родителям так кажется!

Что же мешает отпустить детей в самостоятельное плавание? Конечно, страх, что не справятся, потонут в житейских бурях, станут жертвами пиратов или кораблекрушений…Услужливый родительский мозг придумывает страшные картинки, показывающие варианты возможных крушений. «Нет, — говорит себе родитель, — Рано ему еще быть самостоятельным… Пусть еще поучится под моим руководством. Это надежно и безопасно».

Если продолжить метафору с кораблями, то молодой капитан отправляется на поиски новых земель и у него ни карты, ни лоцмана. Он НЕ хочет идти в кильватере (то есть, следом) родительского флагмана, курсируя по одному и тому же привычному маршруту. Он уходит за горизонт, надеясь, что найдет землю, где ему будет хорошо и где он останется жить ее полновластным правителем.

kak-vospityvat-rebenka-pravilnoЖелание родителей не отпускать от себя детей – основа всех профессиональных династий, когда дети продолжают родительское ремесло и секреты мастерства сохраняются в семье, приумножаются и шлифуются.

Но это все же, скорее идеал средневековья – цехового и сословного мышления. А не нашего быстроразвивающегося мира, в котором технологии меняются каждые 5 лет. И образование успевает устареть до того, как будет получено. О какой безопасности и  передаче родительского опыта в наше время может идти речь? Единственное умение, которое действительно может  пригодиться детям – это быстрая адаптация к переменам. Для того, чтобы наработать это качество нужно не держать ребенка возле себя, не воспитывать его бесконечно. А дать ему попробовать как можно больше социальных ролей и занятий еще до того, как он вырастет. Тогда он найдет свой правильный путь.

Когда можно успокоиться насчет своих детей?

Мы ведь не животные, мы всегда будем помнить о своих детях…

Спокойствие за ребенка приходит в тот момент, когда родитель ВИДИТ своими глазами, что у него все хорошо. Он справляется! С ситуациями, с той деятельностью, которую выбрал, с теми людьми, которых выбрал. Со своей жизнью в целом. Уже нет нужды подсказывать и воспитывать ребенка, он сам определяет, что для него нужно и правильно, а что – нет.

Когда приходит взрослость?

Дети  неизбежно взрослеют, если родители не мешают им делать ошибки.  Человеческие (как и прочие живые) существа запрограммированы двигаться от «плохо» к «ХОРОШО», а не наоборот. И когда паруса наполняет ветер энтузиазма, то у подросшего ребенка есть шанс все-таки найти СВОЮ землю.

Если ваш сын или дочь заняты поисками СЕБЯ, им некогда бунтовать против вас. А если все силы ребенка уходят на сопротивление вам, то энергии на то, чтобы услышать СЕБЯ у него не остается. Вопрос правильного или неправильного воспитания  всегда в том, как вовремя дать ему свободу, как научиться  доверять  и… отпустить.

Счастливого плавания вашим детям!

Юлия Головкина — психолог-эволюционист

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  • почта juliaisland2008@ukr.net
  • скайп  golovkinau
  • телефоны 380952097692; 380677598976
  • Viber 380952097692

 

 

Полезная информация? Ваши друзья в социальных сетях тоже хотят ее знать!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 thoughts on “Как воспитать ребенка правильно, чтобы предотвратить подростковый кризис

  1. Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему. Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

  2. Развитие семьи, как единого организма, силами каждого её участника.
    Этот непрерывный процесс развития не имеет завершения, поэтому подростковому кризису и места не найдётся.
    В иных случаях выйдет лишь копирование текущего состояния воспитателя (родителей).
    Кто-то уверен в том, что может дать больше и лучше, чем имеет сам?
    Тогда срочно исправлять себя!
    … а уж потом у детей время красть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *